Относится ко 2-му поколению романтиков. Еще острее чувствовал разницу между тонкой, чувствительной натурой художника и окружающим миром. Он всю жизнь восставал против мещанства. Это проявляется и в музыке.
Музыка Шумана отличается особо острым психологизмом, глубоко проникает в состояние души человека. Он очень тонко отразил в музыке смену этих состояний. У него присутствует непосредственное соприкосновение страстного порыва и погружения в мир грез. Во многом он отразил свойства своей натуры - двойств
енность.
Важное свойство музыки Шумана - фантазия, но это - не народная фантастика, а как бы мир его души, видения, грезы, очень индивидуализированная. Это проявляется и в музыкальной критической деятельности. Он был очень одарен в области литературы. Писал романы, повести, а также статьи в жанре
новеллы, пьесы, писем, диалогов и другие произведения. Героями этих статей были очень необычные персонажи. Он придумал для себя 'Давидово братство' - общество. Его члены - давидсбюндлеры. Туда он включил Моцарта, Паганини, Шопена, а также Клару Вик (его жену), а также: Флорестан и Эвзебий. Флореста
н и Эвзебий - это выдуманные имена (это - как бы две половины его личности, которые спорили между собой). Он использовал их, как псевдонимы. Маэстро Раро мирил мечтательного Эвзебия и бурного Флорестана.
Шуман поддерживал все лучшее в искусстве. Он первый заговорил о Шопене, поддержал Берлиоза, п
исал статьи о Бетховене. Последней его статьей была статья о Брамсе. В 1839 г. он отыскал симфонию Шуберта - C-dur и исполнил ее, а в 50-м году стал одним
из организаторов Бетховенского общества. Творчество Шумана связано с немецкой романтической литературой. Его любимый поэт - Жанн Поль (настоя
щая фамилия - Рихтер). Под впечатлением от произведений этого писателя была написана пьеса - 'Бабочки'. Любил поэта Гофмана. Под влиянием его произведений была написана 'Крейслериана'. Большое влияние оказал Гейне. На его стихи были написаны вокальные циклы - 'Круг песен' и 'Любовь поэта'.
Шуман
любил использовать в своих произведениях карнавал (потому, что есть смена персонажей). Музыкальный язык Шумана очень тонкий. Связь с народной музыкой не такая, как у Шуберта. Нет явного примера. Мелодии более декламационные. Усложняется гармонический язык. Фактура тонкая, мелодизированная и полифони
ческая. Ритм капризен, прихотлив.
Шуман написал много произведений: около 50 сборников пьес для фортепиано, вариации на тему Абегг, 'Бабочки', 'Карнавал', симфонии, этюды, 'Танцы давидсбюндлеров', фантастические пьесы, 'Крейслериана', 'Венский карнавал', новеллетты и др., 3 сонаты для фортепиано,
фантазия, более 200 песен, вокальные циклы: 'Любовь поэта', 'Круг песен' на Гейне, 'Мирты', 'Круг песен' на стихи Эйхендорфа, 'Любовь и жизнь женщины' на стихи Шамиссо, испанские любовные песни, песни из 'Вильгельма Мейстера' (Гете), 4 симфонии, концерты для фортепиано, виолончели и скрипки с оркес
тром, концерт Штюк для фортепиано с оркестром, концерт Штюк для 4-х валторн с оркестром, 3 струнных квартета, фортепианный квартет, фортепианный квинтет, 3 фортепианных трио, 2 сонаты для скрипки, другие камерные ансамбли, оратория 'Рай и Перри', опера 'Геновева', музыка к драматическим спектаклям,
около 200 критических статей - избранные статьи о музыке и музыкантах.
Родился Шуман в семье книгоиздателя. С детства проявились способности и литературные и музыкальные. До 16 лет Шуман не знал, кем он будет. Учился в гимназии, сочинял стихи, писал комедии, драмы. Изучал Шиллера, Гет
е, античную литературу. Организовал литературный кружок. Очень увлекался Жанном Полем. Под его влиянием написал роман. С семи лет пишет музыку. В детстве произвела впечатление игра пианиста Мошелеса. Первый учитель - органист Куншт. Под его руководством Шуман достиг больших успехов. Он изучал музыку
Моцарта, Вебера. Писал музыкальные зарисовки (изображение человека в музыке). Он полюбил Шуберта и написал несколько песен.
В 1828 г. под влиянием матери поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. Кроме этого учится у Фридриха Вика на фортепиано - 30 год. Шуман слышит Паганини
и хочет стать виртуозом. В последствии он написал этюды по каприсам Паганини и концертные этюды. Шуман сформировал кружок любителей музыки (во время учебы в университете). Пишет цикл пьес 'Бабочки' для фортепиано.
В 1829 г. он переводится в университет Гейдельберга. В 1830 году бросил. Учась в ун
иверситете, он побывал в Мюнхене, где познакомился с Гейне, а так же в Италии. В этот период написал: Вариации 'Абегг', токката, 'Бабочки', обработка каприсов Паганини. После университета поселился у Вика в Лейпциге. Повредил, переиграл руку. Начал заниматься композицией и переложениями у Дорна.
30-е годы. Рассвет фортепианного творчества. Написал: симфонические этюды, карнавал, фантазия, фантастические пьесы. Начинается публицистическая деятельность. 1-я статья о Шопене 'Шляпу сниму долой господа перед Вами, гений!'. В 1834 г. основал 'Новую музыкальную газету'. Выступал против консерва
тизма, мещанства, развлекательности. Там пропагандировали Берлиоза, Листа, Брамса, композиторов Польши и Скандинавии. Шуман призывал к созданию немецкого музыкального театра в традициях 'Фиделио' и 'Волшебного стрелка'.
Стиль всех статей был очень эмоциональный. В 1839 г. Шуман отыскал партитуру
симфонии C-dur Шуберта, а друг - Мендельсон исполнил ее. В 1840 г. женился на Кларе Вик. Написал много песен: 'Мирты', 'Любовь и жизнь женщины', 'Любовь поэта'.
40-е - начало 50-х годов принесли симфонии, камерные ансамбли, концерты для фортепиано, скрипки, виолончели, оратория 'Рай и Перри', сце
ны из Фауста Гете, музыка к Манфреду Байрону. В 1843 г. Мендельсон открыл Лейпцигскую консерваторию и пригласил туда Шумана по фортепиано, композиции и чтению партитур. В 1844 г. Шуману пришлось отставить музыкальную газету и консерваторию. Ездил в Россию в качестве мужа Клары Вик. В России был моде
н Мендельсон и Италия. Значение Шумана поняли не многие: Антон Рубинштейн, Чайковский, члены 'Могучей Кучки'. Болезнь развивалась, и семья уехала в Дрезден. Шуман хочет получить место руководителя музыкального театра, но не получается. Встреча с Вагнером. Музыка Вагнера была чужда Шуману.
1848 г.
- была революция во Франции и Германии. Написал 4 республиканских марша, 3 мужских хора на революционные тексты. Через несколько лет реагирует на революцию по-другому. В 50г. семья Шумана уезжает в Дюссельдорф. Там руководил оркестром и хоровыми обществами.
53 г. - знакомство Шумана с Брамсом. П
оследняя статья Шумана о Брамсе. В 1854 г. Шуман пытается покончить жизнь самоубийством. Он хотел утопиться, но его спасли. Его вылечили, но он сошел с ума и после 2-х лет безрезультатного лечения в психиатрической больнице в 1856 г. Шуман скончался.
Музыка психологичн
а. Она отображает разные контрастные состояния и смену этих состояний. Шуман очень любил фортепианные миниатюры, а так же циклы фортепианных миниатюр, так как в них очень хорошо можно выразить контрастность. Шуман обращается к программности. Это программные пьесы, часто связанные с литературными обр
азами. Они все имеют названия, которые немного странные для того времени - 'Порыв', 'От чегоN', вариации на тему Абегг (это фамилия его знакомой девушки), буквы ее фамилии он использовал как ноты (A, B, E, G); 'Asch' - название города, в котором жила бывшая любовь Шумана (эти буквы, как тональности
вошли в 'Карнавал'). Шуман очень любил карнавальность музыки, из-за разнохарактерности. Например: 'Бабочки', 'Венгерский карнавал', 'Карнавал'. Вариационный метод развития - 'Абегг', 'Симфонические этюды' - цикл жанрово-характерных вариаций на одну тему, которая преображается из траурного марша (в н
ачале) в торжественный марш (в конце). Называются этюдами, так как в каждой вариации новые виртуозные этюдные технические приемы. Симфонические они потому, что звук фортепиано в них напоминает оркестр (мощные тутти, выделение отдельных линий).
В 1834 г. вышла 'Новая музыкальная газет
а' под руководством Шумана. Этот 'Карнавал' является как бы музыкальным воплощением эстетических идей Шумана (борьба против филистерства). Жанр связан с очерком Шумана, в котором корреспондент газеты Жанкири приходит на бал к редактору, где показывают музыкальные новинки. На этом балу происходит схв
атка между давидсбюндлерами и филистерами. Давидсбюндлеры побеждают.
'Карнавал' - это цикл из 20 контрастных программных фортепианных миниатюр, объединенных 4-мя нотами (Шуман назвал это 'Миниатюрные сцены на 4-х нотах). Эти ноты - Asch (название города) - A, Es, C, H. Sch - это еще и первые букв