Сегодня в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии прозвучит опера Бетховена Фиделио. Эта же программа была исполнена вчера в Московском международном Доме музыки.
Концертное исполнение шедевра посвящено юбилейной дате - 200-летию со дня первой постановки оперы. По столь торжественному случаю театр пригласил двух солистов из-за рубежа. Роль Леоноры исполняет австрийская певица Габриэле Фонтана. В партии Рокко выступает британский бас Роберт Ллойд, легендарный исполнитель роли Бориса Годунова в постановке Андрея Тарковского.
-В Фиделио вы исполняете роль Рокко. Пожалуй, это самый интересный, неоднозначный образ в опере. Его можно трактовать и так, и эдак. Как вы относитесь к нему?
- Рокко из тех людей, которые становятся хорошими или плохими в зависимости от обстоятельств. Он говорит себе: я просто работяга, я долже
н прокормить семью. И готов на все ради денег, поэтому старается не вникать в страшную суть работы, которую делает. Когда все завершается благополучно, он счастлив, что не совершил поступка, который бы не давал ему покоя всю жизнь. И в то же время чувствует себя одураченным, потому что чуть не выдал
дочку замуж за переодетую Леонору.
- Сегодня вы впервые были в Московском Кремле. Узнали места, где разворачиваются события оперы Борис Годунов?
- Да, особенно одно место на Соборной площади. Там, где Борис выходит к народу. У Тарковского на сцене была выстроена дорога, ведущая от дверей, пу
ть, по которому проходит Борис. Это было одним из сквозных образов спектакля. И сегодня я увидел эту линию на самом деле.
- Спектакль Тарковского очень сильно отличался от обычной трактовки оперы Мусоргского?
- Особенно роль Бориса. Он добивался, чтобы Борис не был таким обычным оперным царем
- осанистым, монументальным. Чтобы он был более живым, нервным. И Москва в спектакле не была застывшей картинкой. Везде что-то строилось, шла постоянная работа. Все было не застывшим, а живым.
-Вам доводилось петь в других русских операх?
- Ивана Грозного в Псковитянке.
- Еще одного царя
- Да, но это была очень интересная роль. На концертах я исполнял камерные циклы Шостаковича и Песни и пляски смерти Мусоргского.
- Вы впервые приехали в Россию в 1990 году, в сложный момент, когда решался вопрос - каким путем идти дальше. Многое ли изменилось с тех пор?
-Страна стала гор
аздо гостеприимнее. И люди, и вся обстановка. Вы знаете, сейчас Россия воспринимается как часть Европы. В какой-то момент оказалось, что Россия для нас ближе, чем Америка, которая стала настоящей заграницей. Когда приезжаешь в Америку, то, несмотря на почти один и тот же язык, очень долго приспосабл