американский социолог
Профессор Колумбийского университета (1931—60). Наиболее значительные работы, написанные совместно с женой Х. М. Линд, — «Средний город» (1929) и «Преобразующийся средний город» (1937) — представляют собой одну из первых в социологии попыток функционального анализа социальной жизни (источники доходов, домашнее хозяйство, воспитание детей, досуг, участие в общественной жизни и др.) в среднем городе и динамики его развития (на примере г. Манси, штат Индиана). Исследование основано на непосредственном обследовании, громадном числе опросов, изучении статистических и исторических материалов. Однако теоретическая модель Л. не глубока, хотя она и испытала определённое влияние работ К. Маркса. В основе анализа Л. лежит деление населения города на два основных класса: рабочий класс (к нему относятся все, чья профессиональная деятельность связана прежде всего с операциями над вещами) и класс предпринимателей (бизнесменов), к которому относятся те, кто каким-либо образом руководит людьми. В работах Л. содержится критика, хотя и непослед
овательная, американского империализма, показан рост влияния монополий после экономического кризиса 1929. Л. высказал мысль о том, что изменения в области технологии и производства принимаются и осознаются скорее, нежели новые социальные идеи и идеалы.
В последние годы Л. занимался анализом природы и функций власти, рассматривая её как социальный институт, якобы регулирующий и «гармонизирующий» отношения между различными социальными группами. Л. выступал против неопозитивистской идеи, свободной от идеологии, ценностей социологии, утверждал необходимость критического отношения к действительности.
Работы Л. оказали влияние на американскую и европейскую буржуазную социологию, особенно на развитие исследований различных коллективов, общностей и общин.
Соч.: Middletown, N. Y.,1929; Middletown in transition, N. Y., 1937; Power in american society as resource and problem, в кн.: Problems of power in american democracy, ed. A. Kornhauser, Detroit, 1957; Knowledge for what? Princeton, 1970.
И. С. Добронравов.