Проведенная судебно-медицинская экспертиза определила, что прежде, чем тело мальчика попало под поезд, ребенка забили до смерти камнями и железным прутом (эти орудия убийства со следами крови нашли там же, неподалеку, на железнодорожной насыпи). На лице мальчика отпечатался след от сильнейшего удара каблуком мужского ботинка.
Во многих популярных фильмах, особенно тех, что появились в последнее время, эксплуатируется сюжет "киднэппинга", т. е. кражи детей с последующим требованием выкупа. Как следствие - в реальной жизни участились случаи, когда не только опытные преступники, но и просто старшие подростки крали детей и т
ребовали выкупа у родителей.
Такие случаи нередко заканчивались трагически, как в деле об убийстве шестилетнего школьника Иокомидзо Масатоси. Убийцей мальчика оказался 16-летний парень, который на допросе заявил, что насмотрелся телевизионных постановок и фильмов о похищении детей и решил сам пох
итить мальчика, чтобы потребовать затем за него выкуп. Однако мальчик сопротивлялся и плакал. Тогда похититель убил его.
Если мотив этого похищения вполне ясен - деньги, то объяснить, что двигало двумя другими похитителями, о которых далее пойдет речь, так до конца и не смогли.
Началось с того
, что, отправившись за покупками, Дениз Балджер взяла с собой двухлетнего сына Джеймса. Естественно, молодая мама не выпускала сына из виду, однако, рассчитываясь, она на несколько мгновений отвлеклась, а когда повернулась к сыну, малыша рядом уже не было.
Поиски в магазине никаких результатов не
дали: мальчик как сквозь землю провалился.
Встревоженная Дениз побежала в ближайший полицейский участок. Большую тревогу вызвало то, что с момента пропажи ребенка прошло уже сорок минут - время немалое, особенно, если учесть возраст пропавшего: ведь самостоятельно малыш далеко уйти не может. Зн
ачит, напрашивался вывод, его увели, а, возможно, и похитили. Это и предстояло выяснить в ближайшее время.
Не теряя надежды на лучшее, инспектор Альберт Керби взялся за дело. Прежде всего, по его приказу были размножены и расклеены по всему городу фотографии мальчика. Затем детектив взял на прос
мотр записи видеокамер, установленных в магазине, где пропал Джеймс. Просмотрев видеозаписи, он нашел то, что искал: малыш топчется между торопящихся и снующих покупателей. Далее сюжет развивается следующим образом: к нему подходит парень лет двенадцати, уверенно берет за руку и они вместе направляю
тся к выходу из магазина.
Выводы инспектора после этих кадров были таковы: нет, это не Джеймс, а просто другой ребенок с братом. Значит, подумал он, ничего просмотр видеозаписей не дал, надо по-другому подходить к этому делу.
Но все же Альберт Керби решил показать пленку матери пропавшего маль
чика, и каково же было его удивление, когда уже после первых кадров он услышал: "Да! Да! Это он, мой Джеймс! - Значит, его увели дети. Это ведь уже не так опасно. Может быть, им захотелось с ним поиграть или они так нелепо шутят..."
Следователь не стал разочаровывать мать в ее надежде, но, сам пр
о себя подумал, что дети вполне могут отдать малыша кому-то из взрослых, а, возможно, забрали ребенка из магазина по чье-то просьбе. В этих случаях ожидать следует самого худшего - ведь времени прошло уже слишком много, а следов пока никаких.
Вечером о пропаже ребенка было объявлено по радио, пос
ле чего в полицию стали приходить люди, видевшие в тот день Джеймса на улице с двумя подростками. Однако никто из свидетелей, как оказалось, даже не поинтересовался, куда и зачем идут дети, хотя их поведение привлекало внимание прохожих, так как старшие мальчики явно силой тащили куда-то малыша, упи
равшегося и плакавшего.
Благодаря многочисленным свидетельствам, детектив составил примерный маршрут движения подростков с малышом. Путь они держали на окраину Ливерпуля, куда и направилось более ста пятидесяти полицейских. Поиск оказался безрезультатным, и только на исходе второго дня двое из по
лицейских, проходя по железнодорожному полотну, обратили внимание на то, что поначалу показалось им большой изломанной куклой. Полицейские подошли поближе и увидели жуткую картину: этой куклой был Джеймс, вернее то, что от него осталось после того, как малыша разрезало поездом.
Проведенная судебн
о-медицинская экспертиза определила, что прежде, чем тело мальчика попало под поезд, ребенка забили до смерти камнями и железным прутом (эти орудия убийства со следами крови нашли там же, неподалеку, на железнодорожной насыпи). На лице мальчика отпечатался след от сильнейшего удара каблуком мужского
ботинка.
Похитители двухлетнего Джеймса вскоре были найдены. Ими оказались десятилетние Роберт Томпсон и Джон Венейблез. Подростки были немедленно арестованы и допрошены следователями, специально подготовленными психологом Бриттоном. Уже в скором времени у следователей не оставалось сомнений в т
ом, что именно они похитили малыша, но что касалось убийства, то в этом ясности не было. Главное - сами арестованные категорически его отрицали.
В сознании даже видавших виды полицейских не укладывалось, что десятилетние мальчики могут целенаправленно и обдуманно совершить столь жестокое убийство
. Хулиганы, воришки и бесперспективные второгодники в школе - это понятно, но убить ребенка...
В ходе следствия выяснялось все более интересных подробностей образа жизни подозреваемых. Мальчики, как оказалось, отчаянно скучали, слоняясь по улицам окраинного Ливерпуля, постоянно затевали драки, см
отрели фильмы ужасов в видеотеках, играли в компьютерные игры. Веселую и интересную жизнь они видели только на экране - гангстеры, стрельба, отчаянные драки, приключения. Кино, наверное, и навело их на мысль создать свою банду, чтобы зажить такой же жизнью, что и герои их любимых фильмов. Они предло
жили некоторым своим одноклассникам войти в свою банду, но те испуганно отказались, услышав, что "бандиты" планируют: "Мы также собираемся кого-нибудь убить".
Конечно, нельзя утверждать, что речь шла об осознанной подготовке к убийству, возможно, тогда это была просто детской бравадой, попыткой п
оказать себя в глазах одноклассников этакими "крутыми парнями". А может быть, и нет. Когда стали известны результаты экспертизы одежды арестованных, на которой были обнаружены следы крови Джеймса, исчезли последние сомнения в причастности подростков к убийству. А вскоре выяснилось и то, что след от
удара каблуком на лице убитого ребенка точно соответствовал ботинку, принадлежавшему Роберту Томпсону.
Несмотря на то, что подследственные продолжали отрицать свою вину, дело по обвинению их в убийстве передали в суд.
Подобного суда Англия не знала за последние 250 лет. Согласно английским зак
онам, имена малолетних преступников не оглашаются до момента вынесения им окончательного приговора, поэтому восемь месяцев со дня пропажи Джеймса до приговора их именовали в суде: мальчик "А" и мальчик "Б".
Под этими именами малолетних детоубийц знала и ненавидела вся страна, а родителям и близки
м родственникам арестованных, соседям которых конечно же, были известны их настоящие имена, пришлось оставить свои дома и скрываться от людского гнева и реальной угрозы расправы.
Судебный процесс длился семнадцать дней, в течение которых суд присяжных под председательством судьи Морленда тщательн
ейшим образом исследовал все обстоятельства дела о садистском убийстве ребенка. Судей интересовало все без исключения, касающееся убийц: не только подробности похищения и техники убийства Джеймса, но и все жизненные обстоятельства, приведшие Роберта и Джона на скамью подсудимых.
Особое внимание у
делялось содержанию фильмов, которые будущие убийцы смотрели по телевидению, в кино и видеотеках, а из них во время следствия и в суде чаще всего упоминался фильм "Детская игра-3". Сюжет его таков: в большую, ростом с трехлетнего ребенка, куклу по имени Чаки вселяется злой дух, кукла оживает и, как
обычно бывает в таких фильмах, начинает сеять на своем пути смерть, порождает хаос и разрушения, но смелые парни - герои фильма - все-таки побеждают зло. После долгой погони на поезде они настигают куклу и вдребезги разбивают ей голову.
Нельзя было не обратить внимания на сходство сюжетов: реальн
ого убийства и фильма. Сценарий кино явно был очень похож на то, что сотворили убийцы с маленьким Джеймсом на железнодорожной насыпи на окраине Ливерпуля. Экранная жизнь перешагнула в реальную, неся за собой смерть. Вскоре присяжные установили, что тогда еще живший с семьей Нейл Венейблез брал кассе
ту с этим фильмом напрокат и приносил ее домой. Скорее всего, именно тогда мальчишки и увидели его, а понравившийся сюжет запомнили и не преминули воспользоваться им для своих садистских игр.
За все время, пока длился судебный процесс, ни подсудимые, ни психологи не смогли объяснить, почему все-т
аки был зверски забит палкой и камнями невинный малыш. К тому же и Роберт, и Джон не желали рассказать следователям и суду о том, что же в действительности произошло на насыпи, убеждая всех в том, что они били Джеймса совсем маленькими, "ну просто крошечными" камешками. Без всяческих эмоций они расс
казывали, что умиравший под их ударами малыш все время звал на помощь маму.. Просто звал и все...
Малолетние убийцы - Роберт Томпсон и Джон Венейблез - во время следствия, суда и после приговора помещались в специальные "блоки безопасности" - одиночные камеры. Для них были созданы хорошие условия
: они могли смотреть телевизор, читать книги, играть с игрушками, а в камере Джона был даже его любимый игровой компьютер.
Что же касается приговора королевского суда, рассмотревшего все обстоятельства дела, то он был суровым. Судья Морленд объявил, что Роберт Томпсон и Джон Венейблез будут содер