Британский вокалист, автор песен.
Роб Хэ́лфорд (Роберт Джон Артур Хэлфорд, англ. Robert John Arthur Halford; род. 25 августа 1951) — британский вокалист, автор песен, в первую очередь известный своей работой с группой Judas Priest в 1973—1991 и с 2003 по нынешнее время (по мнению читателей журнала Classic Rock он занимает 6 место в рейтинге лучших фронтменов рок-музыки)[1].
Покинув коллектив в 1993 году на волне спада интереса к металу, Хэлфорд долгое время экспериментировал с различными музыкальными жанрами, что не вызвало понимания у давних поклонников певца. Однако, вернувшись к традиционному металу, он как сольный вокалист достиг успеха, куда большего, чем пользовалась на тот момент покинутая им группа. Возвращение Хэлфорда в Judas Priest в 2003 году вернуло группе былую популярность, но в то же время не стало препятствием для сольной карьеры музыканта в рамках его собственной группы Halford.
За мощные вокальные данные и значительный вклад в развитие метал-музыки Хэлфорд получил прозвище «Metal God» («Бог Метала»)[2][3].
Роберт Джон Артур Хэлфорд родился 25 августа 1951 года в г. Уолсолл (расположен в 8 км на северо-запад от Бирмингема (Западный Мидлендс, Великобритания)). Его отец работал сталеваром, мать некоторое время была домохозяйкой, а вскоре стала воспитательницей в детском саду[4]. Кроме Роберта в семье Хэлфордов было ещё двое детей: сестра Сью и брат Найджел.
Вокальные способности Роба впервые обнаружились в возрасте 8 лет, когда он пел в хоре местной школы. Но талант мальчика не получил своего развития, пока, став подростком, он не проявил более активный интерес к музыке.
"Я оказался в своей первой группе, когда я всё ещё учился в школе» — вспоминает Хэлфорд в официальной биографии Judas Priest "Heavy Duty"[5]. «И я думаю, что тогда мне было 15 лет. Группа называлась „Thakk“, а лидер-гитаристом был никто иной, как школьный учитель. Обычно мы играли кавер-версии песен The Yardbirds, Free, Джимми Хендрикса и The Rolling Stones. Хотя если честно, я никогда серьёзно не увлекался музыкой, пока не достиг подросткового возраста. Я оставил школу, совершенно не представляя, что я хочу делать, и в тот момент ничто не говорило мне, что в конечном итоге я буду делать карьеру в роке. В местной газете я прочитал рекламу о приёме на работу в Большой театр в Вулвергемптоне и с радостью получил эту работу. Я работал учеником осветителя и сыграл несколько любительских ролей, и хотя я пробыл там всего пару лет, как раз именно тогда у меня и появилось настоящее желание выступать на сцене. После какого-то времени соблазн света рампы стал слишком сильным и осознав, что я проведу многие годы, тренируясь, и в результате окажусь где-нибудь рядом с подмостками, я решил уйти и попробовать другой подход, который может дать скорейшие результаты."
В 1973 году музыканты Judas Priest искали замену покинувшим группу вокалисту Алану Аткинсу и барабанщику Крису Кемпбеллу. В то время басист группы Йен Хилл встречался с девушкой по имени Сью Хэлфорд (позже ставшей его первой женой). Сью предложила на роль вокалиста своего брата Роберта. В небольшой квартире на окраине Бирмингема Judas Priest встретились с Робом Хэлфордом. Во время встречи выяснилось, что у них общие музыкальные интересы и пристрастия. Когда речь зашла о барабанщике, Хэлфорд предложил кандидатуру Джона Хинча, с которым он играл в своей предыдущей группе Hiroshima. После этого разговора вскоре все четверо собрались в школе «Holy Joe» (репетиционной базе Judas Priest) и начали репетировать. Впоследствии Кей Кей Даунинг признался, что захотел попробовать Хэлфорда в качестве вокалиста Judas Priest после того, как услышал, как тот при первой их встрече подпевал звучавшей по радио песне в исполнении американской певицы Дорис Дэй — звезды 50-х — 60-х. Также Даунинг выяснил, что Хэлфорд умеет играть на губной гармонике, что очень ценилось в блюзовых коллективах того времени.
Состав Judas Priest в 1978 году. Роб Хэлфорд — второй слеваВ августе 1974 года группа дебютировала с синглом «Rocka Rolla», а через некоторое время был издан одноимённый альбом. Следующими альбомами были Sad Wings of Destiny (1976), который включал различный старый материал; Sin After Sin (1977) и альбомы 1978 года Stained Class и Killing Machine (изданный в США как Hell Bent for Leather).
В 1980 году группа выпустила British Steel. Песни на альбоме были короткими и ориентированными на радио-формат. Альбом 1982 года Screaming for Vengeance достиг немалого успеха в США с хит-синглом «You’ve Got Another Thing Comin'». Turbo был издан в 1986 году, в соответствии с модой на новые технологии в музыке коллектив первый из хэви-метал групп использовал в записи гитарные синтезаторы. В 1988 году был издан Ram it Down, а через 2 года — ультраскоростной Painkiller, на котором Judas Priest отказались от технических изысков в пользу грубой скорости исполнения.
В сумме Judas Priest записали с Хэлфордом 12 студийных и два концертных альбома, которые получали различные отзывы критики и принесли коммерческий успех. По всему миру было продано приблизительно 30 млн альбомов.[6]
Во время тура в поддержку Painkiller на одном из концертов Хэлфорд поднимался на сцену на мотоцикле Harley-Davidson, одетый в кожу, что было одним из элементов его сценического шоу. Из-за облака сухого льда музыкант врезался в подъёмник барабанной установки, после чего на время потерял сознание. Доиграв концерт, Хэлфорд был госпитализирован. Впоследствии данный инцидент трактовался как предвестие ухода певца из группы, поскольку уже 4 июля 1992 года[7] на пресс-конференции, проведённой в Лос-Анджелесе, Хэлфорд объявил о создании своей собственной группы Fight и собственной менеджментовой компании[8], которая будет помогать молодым начинающим музыкантам. Вместе с тем Хэлфорд опроверг слухи о наличии ВИЧ-инфекции и уходе из Judas Priest. [9]
Однако последующие события привели к тому, что опасения поклонников группы подтвердились: не имея возможности подписать Fight на CBS, на которой были подписаны и Judas Priest, Хэлфорд заявил, что покидает группу, дабы порвать связи с отвергшей его сольную группу компанией звукозаписи и раздобыть действительно стоящий контракт для своего коллектива. [10]
Первая сформированная им группа называлась Fight, участниками которой стали барабанщик Judas Priest Скотт Трэвис (англ. Scott Travis), басист Джей Джей (англ. Jay Jay) и гитаристы Брайан Тайлз (англ. Brian Tilse) и Расс Пэриш (англ. Russ Parish). Коллектив выпустил две пластинки: «War of Words» (1993) и, после увольнения Пэриша и заменой его Марком Чоуси (англ. Mark Chausee), «A Small Deadly Space» (1995). В то время как первый релиз был откровенной грубой металической записью, то второй имел гранжевый оттенок, что стало неприятной неожиданностью для поклонников Хэлфорда.
Между выходами двух альбомов Fight был издан EP «Mutations», которые включил студийную версию «War of Words», концертные номера и альтернативные миксы. Незадолго до этого группа записала песню «Light Comes Out of Black» для фильма 1992 года Баффи — истребительница вампиров. Песня включала музыку, предложенную Pantera, хотя благодарность им в титрах не была указана.
После Fight Хэлфорд сотрудничал с Джоном Лоуэри (англ. John Lowery) в индастриал-проекте 2wo, продюсером которого выступил Трент Резнор. Материал, полученный в результате этого сотрудничества, был издан на лейбле Nothing Records.
Хэлфорд вернулся к своим металическим корням с созданием новой группы Halford, в состав которой вошли бывший участник Riot и Spastic Ink барабанщик Роб Ярзомбек (англ. Rob Jarzombek), гитаристы Патрик Лачман (англ. Patrick Lachman) (экс-State of the art, Diesel Machine) и Майк Класяк (англ. Mike Chlasciak), а также коллега Роба по Two басист Рэй Риндо (англ. Ray Riendeau).
После публикации на личном сайте Хэлфорда трека «Silent Screams» фирма Sanctuary изъявила желание подписать контракт с музыкантом, результатом чего стал выход тепло встреченного, как журналистами, так и поклонниками альбома[7] Resurrection (2000), продюсером которого выступил Рой Зет. Журнал Classic Rock назвал этот релиз «возможно лучшим альбомом, который Judas Priest так никогда и не записали».[7]
HalfordСледующие за выходом альбома полгода музыкант провёл в концертах по всему миру. Приблизительно 93 концерта были сыграны в странах Северной и Южной Америки, Европе и Японии. Тур увенчался выступлением на фестивале Rock In Rio в Бразилии, где Halford выступили перед двухсоттысячной аудиторией, в то же время куда большее количество поклонников группы могли наблюдать выступление по Интернету. Первое мировое турне группы было запечатлено на двухдисковом концертном альбоме 'Live Insurrection', который среди прочих примечательностей вместил в себя «живую версию» песни «The One You Love To Hate», исполненную в Лондоне Хэлфордом и Брюсом Дикинсоном (Iron Maiden).
В том же году музыканты Halford занялись сторонними делами: Майк выпустил свой третий сольный альбом The Spilling, Ярзомбек и Риндо работали в Spastic ink, а Лачман создал новый проект с лидером Prong Томми Виктором и барабанщиком Дэном Лаудо.[11]
Тем не менее в 2002 году вышел новый альбом группы под названием «Crucible».
Crucible был издан на Metal-Is/Sanctuary Records 24 июня в Европе и 25 июня в остальном мире. Вслед за выходом альбома последовало новое мировое турне, начало которого было положено выступлением на Sweden Rock Festival 7 июня 2002 года.
Вслед за этим выступлением последовала серия концертов команды на различных европейских фестивалях как «Gods Of Metal», «Rockwave», «With Full Force» и других. На них Хэлфорд и его группа исполняли не только свои композиции, но и классику из репертуара Judas Priest.
Вслед за Европой Halford посетили Северную Америку. Правда, в этом турне не принимал участие Лачман, поскольку был занят работой в Diesel Machine. Его обязанности пришлось выполнять продюсеру группы Рою Зеду[11]. Он же занимал место гитариста и на японских гастролях, которые команда провела в компании с дэт-металистами Children of Bodom.
В апреле 2003 года из-за обострившихся личных проблем группу покинул Рэй Риндо, на место которого был приглашён Майк Дэвис из Lizzy Borden.[12]
В скором времени группа Хэлфорда и их менеджер Джон Бэкстер покинули Sanctuary Records за два альбома до истечения контракта. Поводом стала обида на Рода Смоллвуда и его людей за недопродвижение последнего альбома Crucible с конечной целью вернуть Роба в Priest. Планируемый новый альбом Хэлфорд собирался профинансировать сам [13], однако планам не суждено было сбыться: вопреки многочисленным заявлениям о невозможности воссоединения с Judas Priest[14] 11 июля 2003 года состоялось событие, которое поразило весь музыкальный мир: после 12 лет сольной карьеры Роб Хэлфорд объявил о своём возвращении в Judas Priest.
В самом начале своей сольной карьеры Хэлфорд на два выступления стал вокалистом Black Sabbath, поскольку заменял Ронни Джеймса Дио в ноябре 1992 года. Сам Ронни принял решение покинуть группу, когда Оззи Осборн в очередной раз заявил об уходе со сцены и пригласил Black Sabbath открывать два его прощальных концерта, которые таковыми не оказались. Дио счел это унижением, но он умудрился сохранить лицо благодаря удачному стечению обстоятельств: его контракт истекал 13 ноября 1992 года, а концерты Оззи были запланированы на 14-е и 15-е. Роб Хэлфорд, который являлся давним другом Дио и земляком Sabbath, пришёл на помощь коллегам.
Роб Хэлфорд (на первом плане), Брюс Дикинсон, Джэф Тэйт25 августа 2004 года (на свой 53-й день родждения) он опять был приглашён на место вокалиста группы для концерта на Оззфесте поскольку Оззи Озборн не мог выступать из-за бронхита.
Ещё одно знаменательное сотрудничество произошло во время проведения мирового турне The Brave New World tour Iron Maiden, в котором британских металлистов сопровождали Halford и Queensrÿche: во время выступления Halford Роб Хэлфорд, Брюс Дикинсон (вокалист Iron Maiden)и Джефф Тэйт (вокалист Queensrÿche) выходили на сцену вместе для исполнения песни «The One You Love To Hate» (с диска Роба Resurrection 2000 года). Этот альянс породил массу слухов о грядущем совместном альбоме трех вокалистов под названием The Three Tenors (или Trinity), примерной датой релиза называлось лето 2001 года. Продюсерами альбома должны были выступить Рой Зед и Род Смоллвуд.[15] Грядущий релиз должен был содержать по одной песне из творчества Iron Maiden, Judas Priest, Queensrÿche, сольных работ Дикинсона и Хэлфорда, а также несколько кавер-версий. Уже в конце 2000 года представители Sanctuary Records опровергли возможность записи диска, тогда как Роб Хэлфорд в то же время обещал его появление в конце 2001 года.[16] Финальный аккорд поставил Дикинсон, который в октябре 2001 года заявил, что музыканты заняты своей основной работой и им не хотелось бы подставлять Sanctuary Records, выпуская достаточно сырой материал. С того времени музыканты хранят по этому поводу молчание, а фирма Sanctuary Records отрицает наличие каких-либо письменных договоренностей между артистами. Лишь результаты совместной фотосессии являются свидетельством былых серьёзных намерений.
Воссоединение с Judas Priest обсуждалось долгое время, как минимум с момента выхода альбома Resurrection, который некоторые критики назвали больше похожим на творчество Judas Priest, чем предыдущий альбом группы Jugulator (1997). Долгое время Хэлфорд утверждал, что не собирается возвращаться в Judas Priest, однако в январе 2003 года барабанщик Скотт Тревис публично признался в интервью Brave Words & Bloody Knuckles: «Мы надеемся, Роб воссоединится с группой и мы отправимся в турне этим летом. Теперь все зависит от него, он должен принять решение». [17] [18]
С опровержениями слухов о воссоединении выступали как менеджер Judas Priest, так и сам Хэлфорд. Однако около полугодичные ожидания оправдались: в июле 2003 года стало известно об окончательном решении воссоединиться. Вместе с Хэлфордом группа выпустила альбом «Angel of Retribution», а затем и DVD «Rising in the East», фиксирующий выступление группы в Токио в поддержку нового альбома.
Летом 2006 года в прессе появилось заявление [19] Хэлфорда о создании группой нового, на этот раз концептуального, альбома, основу сюжета которого составит история о Мишеле Нострадамусе — французском предсказателе ХVI века.
В то же время гитарист Halford Metal Mike подтвердил слухи о выходе в 2008/2009 гг. нового альбома сольной группы Бога Метала.[20]
Хэлфорд — обладатель одного из самых сильных и высоких голосов в метале, что вместе с его артистичной харизмой позволяют ему исполнять песни в очень широком вокальном диапазоне. Продюсер Хэлфорда Рой Зет в одном из своих интервью заявил, что Роб имеет около 16 различных голосов. Также он рассказал историю, как на одном концерте у группы возникли проблемы с микрофоном для вокалиста, и в то время как музыканты играли концерт на полную громкость, Роб пел без микрофона и его голос прорывался сквозь музыку из колонок. Также говорят, что на одном из концертов в 1975 году Хэлфорд побил отметку в 1610 Гц. В то же время вопреки распространённому мнению певец берёт сверхвысокие ноты, не срываясь на фальцет.[21]
Среди певцов, которые повлияли на него, Роб называет Фрэнка Синатру, Дэвида Байрона (Uriah Heep) и Роберта Планта (Led Zeppelin).[21]
Хэлфорд также известен своим новаторством в сфере сценического имиджа, поскольку именно он привнёс в антураж металистов кожаные одежды, металические заклёпки и цепи, позаимствованные им в секс-шопах. Эти элементы одежды уже давно стали неотъемлемой частью сценических костюмов метал-групп и повседневной одежды поклонников данного жанра, однако по-прежнему не так много людей подозревает о заимствовании этого имиджа из гомосексуальной среды.
По словам самого музыканта сценический имидж исполнителей должен соответствовать музыке, которую они играют: «Когда ты играешь по-настоящему тяжёлые, колотящие энергичные аккорды и наводящие ужас риффы ты и должен выглядеть, будто делаешь это".[21] Говоря о появлении кожаного имиджа Хэлфорда во время мирового турне 1978 года Глэн Типтон заметил: «Именно тогда родился весь кожаный имидж, и теперь он просто не разделим с музыкой хэви-метал, как раньше — спандекс и атласные штаны или даже джинсы и футболки».[5]
В 2002 году Хэлфорд сыграл эпизодическую роль разгневанного продавца секс-шопа в молодёжном фильме «Spun». Ирония судьбы заключалась в том, что предлагая эту роль музыканту, режиссёр ленты Йонас Акерлунд не знал, что в молодости Роб подрабатывал на разных работах, в том числе и секс-шопах. Во время съёмок также выяснилось, что ещё один актёр, снимавшийся в этом фильме, Микки Рурк также в молодости работал продавцом в подобном магазине.[21]
Хэлфорд — мультиинструменталист, и хотя сносно он играет лишь губной гармошке и гитаре, но по его собственному признанию в достаточной степени, дабы помочь себе при написании песен, он играет на клавишных, бас-гитаре и барабанах.
В 1979 году Хэлфорд написал книгу "Library of Tears («Библиотека слёз»), в которой рассказывалось о полоумном парне, который собирал человеческие слёзы и печали и жил за счёт страданий людей. Книга так никогда и не была издана, её единственный экземпляр хранится лишь у самого автора.
В настоящее время музыкант собирается написать автобиографическую книгу.[21]