Даль – почетный профессор политологии (Sterling Professor) в Йельском Университете (Yale University), где он получил степень доктора политических наук в 1940-м. Он был президентом Американской ассоциации политических наук (American Political Science Association).
Роберт Алан Даль (Robert Alan Dahl) родился 17 декабря 1915-го в Инвуде, штат Айова (Inwood, Iowa).
В конце 1950-х и начале 1960-х он оказался вовлеченным в диспут с Чарльзом Райтом Миллсом (C. Wright Mills) на тему природы политики в Соединенных Штатах. Миллс считал, что правительство Америки находится во власти унитарной и демографически узкой властной элиты. Даль заявил, что в этом процессе должно участвовать множество элитных групп, которые как конкурируют между собой, так и идут на компромисс друг с другом. И если это не есть демократия в глазах широких масс, то, по словам Даля, по крайней мере, полиархия (или плюрализм).
В качестве примера 'власти многих' в одном из самых известных своих трудов, 'Who Governs?' 1961-го, Роберт рассматривает структуры власти (как официальные, так и неформальные) в городе Нью-Хейвен, штат Коннектикут (New Haven, Connecticut), и приходит к подобному выводу. С конца 1960-х заключения Даля оспорили такие ученые, как Дж. Уильям Домхофф (G. William Domhoff) и друг и коллега Даля, Чарльз Линдблом (Charles E. Lindblom).
В последние годы произведения Даля были выдержаны в более пессимистическом тоне. В своем труде 'How Democratic Is the American Constitution?' 2001-го он утверждал, что конституция гораздо менее демократична, чем ей положено быть, если брать во внимание тот факт, что ее авторы работали с позиции 'глубокого невежества' о будущем.
Одно из многочисленных достижений Даля – это его разъяснение того, как может действовать власть. По сути, Даль представил простую модель, когда 'А' добивается того, чтобы 'Б' выполнял то, чего хочет 'А'. Он выстроил шкалу перехода от лучшего способа влияния к худшему:
– Рациональное убеждение, наилучшая форма влияния. Его методика – излагать правду и разъяснять, почему кто-то должен делать что-то, как, к примеру, доктор убеждает бросить своего пациента курить.
– Манипулятивное убеждение. Оно подразумевает ложь и введение в заблуждение, чтобы заставить кого-то действовать.
– Третий способ – это использование системы вознаграждений или наказаний. Иными словами, в данном случае речь уже заходит о взяточничестве.
– Власть угрожает суровым наказанием, таким, как потеря работы или лишение свободы.
– Наконец, в ход может пойти принуждение со стороны властей и
– Физическая сила, т.е. 'резервная форма принуждения' с применением или угрозой нанесения телесных повреждений.
Оказав весомое влияние на политическую науку, Даль в своих эмпирических исследованиях, особенно в отношении демократии и плюрализма, ввел минимальные процедуры, которым демократия должна удовлетворять:
– Политконтроль над решениями правительства.
– Выборные должности должны доставаться в соответствии с регулярными и справедливыми выборами, где нет места насилию. Выборы должны быть открытыми.
– Любой взрослый гражданин должен обладать правом участия в выборах.
– Практически все граждане, достигшие совершеннолетия, могут выставлять свою кандидатуру на выборах.
– Граждане должны иметь право говорить и развивать свои политические предпочтения, не боясь понести наказание.
– Граждане должны иметь право заниматься поиском альтернативных источников информации, реально существующих и находящихся под защитой закона.
– Граждане не имеют права создавать политические партии, группы по интересам и др. организации, независимые от государства.
Социолог Дж. Уильям Домхофф, категорически не согласный с точкой зрения Даля, опротестовал его мнение о влиянии Нью-Хейвена в 1960-х, о чем сообщил в своей работе 'Who Really Ruled in Dahl's New Haven'. Политик и философ Чарльз Блаттберг (Charles Blattberg) подверг критике попытки Даля дать определение понятия 'демократия' путем предоставления необходимых и достаточных условий для ее существования.
Роберт А. Даль был награжден призом 'Johan Skytte Prize' в политической науке в 1995-м.