У меня нет ни одной Государственной премии, хотя я 40 лет работаю в поэзии. Два раза меня на нее выдвигали, но дали другим. Думаете, я должна на них сердиться? Нет! Зато выхожу на улицу, и люди меня узнают, радуются почему-то. Прихожу в 'свой' магазин, а продавщицы говорят: 'Римма Федоровна, поступило масло, которое вы любите. Покупайте, а то потом не будет'. Чертовски приятно, когда простые люди так к тебе относятся!
Досье 'ТГ': Родилась 27 января 1932 года в Севастополе в семье военного. Раннее детство провела в Белоруссии, школьные годы прошли в Ленинграде. Окончила исторический факультет ЛГУ. Семь лет жила на Дальнем Востоке, в Хабаровске. Работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии. Здесь, в 1958 году, вышел первый сборник ее стихов 'Встретимся на востоке'. В 1959 году принята в Союз писателей. В 1964 году окончила высшие литературные +курсы при СП. В 1976 - 1981 годах - секретарь правления Союза писателей. Занималась переводами с языков стран ближнего и дальнего зарубежья. Автор многих популярных песен: 'Мадонна', 'Ненаглядный мой', 'Ты меня любишь' и других.
- Римма Федоровна, знаю, что доходы поэтов-песенников и даже самих композиторов несоизмеримы с супергонорарами звезд. Кажется, даже вас, именитую, обижают.
- Никто меня не обижает, потому что ничего не требую сверх меры.
- Сколько дадут, столько и хорошо?
- У меня есть ставка: в среднем за текст песни беру пятьсот долларов - этого достаточно. Кто-то из моих коллег запрашивает и по две тысячи долларов, но это их личное дело. Если у них это покупают, то почему нет? Я же лишена этих амбиций. Хотя и есть ощущение некоторой недооцененности в нашей стране.
- Это у вас-то?
- Представьте себе. У меня нет ни одной Государственной премии, хотя я 40 лет работаю в поэзии. Два раза меня на нее выдвигали, но дали другим. Думаете, я должна на них сердиться? Нет! Зато выхожу на улицу, и люди меня узнают, радуются почему-то. Прихожу в 'свой' магазин, а продавщицы говорят: 'Римма Федоровна, поступило масло, которое вы любите. Покупайте, а то потом не будет'. Чертовски приятно, когда простые люди так к тебе относятся!
- Ваш сын, похоже, стремится получить не меньшую известность - вышла книжка его рассказов, почти готовы к изданию романы. Насколько все это может быть продаваемо?
- Ненасколько. Вот я, скажем, популярный поэт. А что толку? Одно издательство издало меня большим (по нашим временам) тиражом - десять тысяч экземпляров. А гонорар получила пять тысяч рублей, чтобы потом половину истратить на эту же книжку - выкупить часть тиража для подарков.
- И в этот момент самое время повздыхать по ушедшим временам.
- Я не считаю, что тогда они были лучше. Сейчас - лучшие времена.
- Неужели в материальном плане стало легче?
- Живу песенками. А раньше платили за стихи - можно было на это жить, и неплохо. Если ты профессионал, всегда есть прекрасная возможность заработать. Мне тут звонят из ресторана и просят порекомендовать кого-нибудь, кто смог бы написать песню к юбилею заведения на известный мотив - для того, чтобы дети спели приветствие. Говорю: 'Перезвоните через три часа'. Звонят - все готово. 'Как, вы сами?!' А мне действительно легче самой написать, чем кого-то просить. Приезжает за текстом человек, ему все очень нравится, дарит бутылку 'Киндзмараули' и пирожные из их ресторана. И страшно стесняясь, вручает сто долларов. Это - мой бизнес, мой заработок. И в том числе поэтому мне очень нравится это время, в отличие от того, когда какой-нибудь идеологический работник из ЦК мог часами распекать за то, что упомянула в стихотворении церковь.
- А как вообще родилась идея ещё и певцам свое творчество предлагать?
- А не было никакой идеи. Пахмутова прочитала стихотворение 'Ненаглядный мой' в журнале 'Юность', и родилась песня. Было это аж в 1969 году. Потом в моей жизни появились Саша Серов с композитором Игорем Крутым. Следом - Аллегрова, Пугачева, Лещенко, Киркоров, Распутина... К сегодняшнему дню, думаю, проще назвать тех, с кем я пока не успела поработать, - почти у каждой звезды хоть одна моя песня есть. Даже у 'Стрелок', которые поют: 'Я хорошая, а ты меня не любишь! Я люблю тебя, а ты такой плохой!'