Испанский художник, писатель и гравер; в последнем качестве считается своеобразным наследником самого Гойи (Goya). Приходится братом писателю Пио Бароха (Pío Baroja) и этнологу и писательнице Кармен Бароха (Carmen Baroja).
Отец Рикардо, Серафин Бароха (Serafin Baroja), был горным инженером; работа требовала от него постоянных разъездов – и именно поэтому Рикардо появился на свет в древней шахтерской деревушке Рио-Тинто (Río Tinto). Вскоре после рождения Бароха шахты Рио-Тинто были проданы британско-австралийскому консорциуму; семья Серафина вернулась в Сан-Себастьян (San Sebastián). В 1879-м Бароха вновь переехали – на сей раз судьба занесла их в Мадрид (Madrid). В Политехнической инженерной школе Мадрида (Polytechnic School of Engineering in Madrid) Рикардо некоторое время пробовал постичь секреты шахтного дела – в то время он планировал пойти по стопам отца. Тяжелый приступ туберкулеза, однако, заставил его временно отложить учебу – и серьезно задуматься о выборе другой профессии. Уже в те времена мальчик сильно интересовался искусством; некоторое время он даже посещал художественную академию. В 1890-м Рикардо отправился в путешествие по Малаге (Málaga) и Валенсии (Valencia); в Валенсии он познакомился с художником Хулио Перисом Бреллом (Julio Peris Brell). В 1894-м Бароха вернулся в Мадрид, дабы помочь своей тетушке, Хуане Несси (Juana Nessi), справиться с управлением пекарней – у Хуаны недавно скончался супруг и взять на себя заботу о всей семье ей было нелегко. Вскоре на помощь Рикардо прибыл его младший брат Пио; впрочем, пользы от братьев было не так уж и много – искусство явно интересовало их куда больше проблем булочной. В 1896-м Бароха ознакомился с научным трудом о секретах травления и гравировки; после смерти тетушки братья продали пекарню и Рикардо устроился работать в местных архивах. Рикардо всегда больше влекли музеи; бюрократические будни архивов его изрядно тяготили. В конечном итоге он бросил работу и начал вести богемный образ жизни.
Бароха входил в состав 'Generation of '98' – группы п
исателей, художников, музыкантов и философов, глубоко разочарованных в текущем состоянии своей страны. Действительно, Испания в то время постепенно теряла свой былой статус великой империи; ухудшались дела на моральных, политических и духовных фронтах. Заработать на жизнь искусством и литературой в те времена было нелегко; однажды Рикардо – вместе со своим другом Рамоном дель Валье-Инкланом (Ramón del Valle-Inclán) – даже организовал небольшую экспедицию в заброшенные ртутные шахты, надеясь отыскать там некие сокровища. Поход этот не закончился ничем интересным – более того, по дороге друг Бароха умудрился нечаянно прострелить себе руку и ногу.
31-го марта 1901-го Рикардо Бароха – вместе с Пабло Пикассо (Pablo Picasso) и Франциско де Асис-Сольером (Francisco de Asís Soler) – начал выпускать журнал 'Arte Joven'. В 1903-м Бароха вместе с братом отправился в Марокко (Morocco) – там Рикардо и Пио работали военными корреспондентами для журнала 'El Globo'. Еще в 1900-м Рикардо впервые попробовал вытравить гравюру; его творения несколько раз становились экспонатами Национальной Выставки Изящных Искусств (National Exhibtition of Fine Arts).
В 1910-м Бароха основал Общество Испанских Граверов (Society of Spanish Engravers). Параллельно с рисованием и гравировкой, Рикардо активно пробовал себя и в качестве писателя.
В 1919-м 48-летний Бароха женился на своей верной подруге Кармен Монне (Carmen Monné).
Гражданская война в Испании сильно изменила жизнь Рикардо – при бомбардировке был уничтожены его дом и полная коллекция его литературных творений. В дальнейшем Бароха даже нарисует несколько полотен на военную тему. Уже после войны художник смог вновь продолжить творить в старом режиме.
Скончался художник 19-го декабря 1953-го от рака языка; вызвало рак его пагубное пристрастие к трубке.