В ожидании премьеры финальной части трилогии "Пираты Карибского моря" поклонники проводят время за разглядыванием кадров из фильма и фрагментов роликов, снятых на улицах "красного квартала" Сингапура XVII века, но немногие из них отдадут должное таланту автора этой красоты — художнику картины Рику Хайнриксу. А он и не скрывает своего удовлетворения этим фактом.
Ведь Рик исповедует профессиональную скромность, незаметно привнося в разворачивающуюся на экране историю детали, расширяющие границы кадра. Если зрители просто верят в то, что Кира Найтли и Орландо Блум действительно удирают во все лопатки от пестрой шайки разбойников по переулкам и мостам извилист
ого лабиринта старинного Сингапура — Рик считает, что его миссия выполнена.
Это и есть искусство — заставлять самые сложные вещи выглядеть просто. Ведь масштаб и детальность упомянутой огромной декорации потрясают воображение. На площадке выстроено из бамбука 40 зданий, в числе которых — рынок сп
еций, увеселительные дома сомнительной репутации, а также настоящая, рабочая купальня: там съемочной группе приходится раздеваться по пояс, и все равно постоянно выбегать за глотком свежего воздуха. Все это соединено тремя мостами и на добрый метр погружено в воду, образующую даже небольшое озеро. Э
ту декорацию сто сорок человек строили восемь недель.
На съемочной площадке режиссер Гор Вербински снимает эпизод, в котором Элизабет и Уилл, держась за руки, улепетывают от большой группы солдат Ост-Индской компании и примерно сотни китайцев. Вся эта беготня сопровождается криками, и создающийся
на площадке хаос впечатляет сам по себе. Вербински снимает пять или шесть дублей.
Забавно, что в промежутках между дублями четверо или пятеро членов съемочной группы при помощи огромной сети вылавливают из рукотворного озера случайно попавшие туда предметы, относящиеся к XXI веку: пластмассовый
стаканчик, банку из под газировки.
Художник-постановщик отвечает за все декорации, включая деревню каннибалов, сингапурское поселение, китайские джонки и прочее. "Да, когда это все закончится — я возьму отпуск на пару лет" — смеется Рик Хайнрикс.
Он работал с братьями Коэнами и Тимом Бертоном,
так что доставать из несуществующей шляпы невозможных в природе кроликов ему не привыкать. Однако "Пираты" — вне конкуренции.
Спросите у него, что было самым сложным в работе над фильмом — и он не сможет предпочесть одно другому. "Мы же построили семь кораблей, включая три здоровых галеона и нес
колько китайских джонок; церковь, несколько деревень... В деревне каннибалов дома были связаны веревочными мостами, висящими метрах в двадцати над землей. Еще был огромный съемочный бассейн на Карибах, приличный кусок Сингапура. Да слишком долго перечислять! Кстати, корабли — хороший пример. Их надо
было разработать по всем правилам. Мы же не могли просто сколотить их из досок и надеяться, что они поплывут. Тем более, что они должны не просто двигаться по прямой, а уметь маневрировать, и при этом не переворачиваться".
"Бывают ночи, когда нерешенная задача блуждает в голове и не дает уснуть,
— говорит Рик. — Честное слово, иногда самые светлые идеи приходят в голову часа в два ночи. Сна ни в одном глазу, и вдруг — бац! — решение найдено, и ты тут же, как ребенок, падаешь в объятия Морфея".
Хайнрикс начинал работать на картинах Тима Бертона "Бэтмэн возвращается" /Batman Returns/ (199
2) (как главный художник), "Эдвард — руки-ножницы" /Edward Scissorhands/ (1990) (художник-декоратор), "Сонная лощина" /Sleepy Hollow/ (1999) и "Планета Обезьян" /Planet of the Apes/ (2001) (художник-постановщик). Также в роли художника-постановщика Рик имел удовольствие работать с братьями Коэнами н
ад "Фарго" /Fargo/ (1996) и "Большим Лебовски" /Big Lebowski, The/ (1998). Его имя вписано большими буквами в титры "Ослепленного желаниями" /Bedazzled/ (2000), "Халка" /Hulk, The/ (2003) и "Лемони Сникет: 33 несчастья" /Lemony Snicket's A Series of Unfortunate Events/ (2004).
— Сколько времени
ушло на постройку Сингапура для третьих "Пиратов"? Расскажи про эту декорацию, как она создавалась?
— Около десяти недель. Мы знали, что половина зданий на площадке будет стоять на сваях, так что мы сразу заказали кучу бамбука и пальмовых листьев. Кроме того, собрали множество фотографий разных с
вайных поселков, что, мне кажется, помогло Гору Вербински в его работе над режиссерским сценарием. Когда мы узнали, что был выбран Сингапур — картинки оттуда нам очень помогли.
— Как удается совмещать работу в студии, и на Багамах?
— Вообще я собирался улетать на Багамы сегодня, но решил заде
ржаться до понедельника, слишком много тут сейчас происходит. На Багамах сейчас работает наш главный художник, мы с ним ежедневно обмениваемся новостями и перекидываем фотографии по сети. Они сейчас заново строят Летучий Голландец — очень эффектный корабль, оживший ночной кошмар, рассекающий по волн
ам.
— А насколько это важный проект лично для Рика Хайнрикса?
— Очень важный и одновременно очень ответственный! Снимать два фильма подряд — очень сложно, но мне нравится работать с Гором, он очень увлечен визуальной стороной кино, нам с ним приходится много общаться на эту тему, и у нас прек
расные отношения, что очень важно. Работы просто завал — и это при том, что я раньше вообще не строил корабли. Кроме того, в фильме пересекаются элементы разных эпох, иногда забываешь, в каком году живешь! Я, как вы знаете, раньше работал с братьями Коэнами и Тимом Бертоном, у них, мне кажется, есть
много общего. В том числе их манера, в которой мне самому нравится работать, уровень стилизации.
— Были ли у вас какие-то инструкции — что можно делать, чего нельзя, основанные на первом фильме?
— Практически нет. В основном мы старались сохранить атмосферу мира, показанного раньше, добавив
в него красок, оттенков и деталей, как того хотел Гор. В те времена было здорово жить и работать — с камнем и деревом, а не со стеклом и сталью, как в сегодняшних офисных зданиях.
— Есть ли разница между тем, как выглядят три части "Пиратов" на экране?
— Мы построили новую "Черную Жемчужину"
для второго и третьего фильмов, используя первую версию как прототип. В тот раз авторам было сложно развернуться: например, у нее были почти плоские борта из-за того, что она была смонтирована поверх баржи. Теперь мы сделали из нее красавицу.
— То есть это совершенно новый корабль, без единой де
тали от старого?
— Да, мы заново нарисовали все эскизы и сделали все по новой. Вместо баржи мы купили 35-метровую дизельную лодку и построили "Жемчужину" поверх нее. И добавили такие специальные каркасные понтоны по бортам, чтобы повторить эти прекрасные формы, такие женственные, ну вы представля
ете себе. В носовой части у нее установили подруливающее устройство, чтобы она резвее поворачивала. Когда снимали первый фильм, одной из проблем была медлительность судна на поворотах и разворотах, так что мы выбрали для основы лодку с двумя двигателями, которая может делать девять узлов, а не 1-2 у
зла, как старая баржа. Так что "Жемчужина" теперь может красиво резать волну. На ней на самом деле можно выйти в море.
— Мастера каких профессий работали над этой декорацией Сингапурской деревни, и сколько их было?
— Одновременно над декорацией могут работать до 140 человек. Сперва в павильон
заходят плотники и строят стенки бассейна для воды, каркасы зданий, платформы, в общем, все, где нужны молоток и гвозди. Дальше приходят штукатуры и скульпторы — мы запускаем их работать одновременно, чтобы сократить время. Так что все эти каменные детали, что вы видите на воде, сделаны прямо здесь
, на месте, многое сделано просто из гипса. Потом начинают работать маляры и художники, а затем уже декораторы. Немалая часть работы тут — координация, чтобы отдельные группы рабочих не мешали друг другу и одновременно не простаивали.
— Всегда ужасно жалко, что такие сложные декорации идут после
завершения съемок на слом. Ты бы хотел оставить себе что-нибудь, чтобы пристроить, например, в саду?
— На самом деле у меня в садике кое-что оседает! От "Лемони Сникета", например, осталось много лишних стройматериалов, и я намерен пустить их на строительство игрового домика для детей! Только во
т время никак не удается выкроить. Но я обязательно это сделаю — сразу после "Пиратов", когда уйду в отпуск на два года.
— Бывало такое, чтобы какой-то проект зарезали по техническим причинам?
— Да постоянно. Вот почему мы сразу по окончанию разработки проекта привлекаем к работе технические
департаменты. И у нас работает отличный координатор по строительству. Про корабли я уже говорил, они на самом деле способны плавать и маневрировать. Или вот, скажем, подвесной мост в деревне каннибалов — его надо было хорошенько рассчитать, то есть сесть и написать все эти формулы с килограммами, де
ленными на квадратные метры, чтобы вычислить, сколько людей могут по нему одновременно бежать. Я предпочитаю такие задачи ставить людям, которые в них хорошо разбираются.
— А кстати, какого размера съемочный бассейн на Багамах?
— Примерно 120 на 150 метров. Это даже не бассейн, это скорее отг
ороженный кусок открытой воды, мы построили мини-дамбу, чтобы контролировать силу прибойных волн. Когда смотришь на него — вода простирается до горизонта. Бассейном мы его называем только потому, что его пришлось углублять, откачивать ил и песок, чтобы корабли проходили по осадке.
— С твоей личн