Английский режиссер Ридли Скотт стал известен благодаря характерной манере съемок. Завораживающий видеоряд его фильмов буквально наполнен звучащими картинками, снятыми длиннофокусной оптикой. Свое мастерство оператора Скотт оттачивал на рекламе, сняв в общей сложности около 3 тысяч видеороликов. Именно слияние функций оператора и режиссера позволило ему снимать визуально красивые фильмы, обреченные на успех.
Ридли Скотт появился на свет в английском городке Саут-Шилдс 30 ноября 1937 года. Его мать была актрисой, а отец – армейским офицером. Семья часто переезжала, поэтому детство Скотта прошло в нескольких местах: Уэльсе, Камбрии и Германии. Он был средним из трех братьев. Его старший брат, Фрэнк, служил в Британском торговом флоте, а младший, Тони, пошел по его стопам и стал режиссером.
Окончив школу, Ридли поступил в Колледж искусств на дизайнера. В это же время он увлекся кино и стал посещать специализированные курсы. Во время учебы в колледже Скотт снял свою первую короткометражную работу 'Мальчик и велосипед' (1965), главные роли в которой сыграли его отец и младший брат.
В 1960 году Ридли устроился художником-декоратором на телеканал ВВС. Здесь он не только раб
отал по своей специальности, но и успел снять несколько серий популярных сериалов. Все же такая работа не совсем устраивала молодого амбициозного кинематографиста. Он хотел независимости, поэтому в 1968 году организовал рекламную кинокомпанию 'Ridley Scott Associates'. Предприятие оказалось не только прибыльным, но и успешным. Именно здесь Скотт научился своему фирменному стилю съемки, именно здесь сложился его режиссерский почерк.
Его мастерство ярко проявилось уже в первой полнометражной картине 'Дуэлянты' (1977), снятой по рассказу Джозефа Конрада. Красивый и напряженный фильм, сделанный с особой тщательностью, был отмечен призом Каннского фестиваля за лучший дебют. О начинающем режиссере заговорили в исключительно положительных тонах и прочили большое будущее.
стность
В 1979 году вышел один из шедевров Ридли Скотта – фантастический фильм ужасов 'Чужой'. Картина стала одной из самых прибыльных в 70-х годах и принесла 42-летнему режиссеру всемирную известность. Совместив психологическую атмосферу и размах 'Звездных войн', Скотт создал поистине этапный для фантастического кино фильм, который задал новый стандарт в этом жанре. За эту ленту режиссер получил главный приз на фестивале в Сан-Себастьяне.
В 1982 году Ридли Скотт снял еще один фантастический фильм 'Бегущий по лезвию' по роману Филипа Дика. Эта картина стала не просто этапной, а дала толчок к созданию нового направления – 'кибер-панк'. В фильме можно найти все, что стало характерным для нового жанра кино: атмосфера нуар, модные панк-прически 70-х, наличие мегаполиса будущего, с
ранная языковая смесь. Вся эта эклектика создавала впечатление, что далекое будущее находится здесь и сейчас, что временное пространство едино.
Безусловно, 'Бегущий по лезвию' стал лучшим фильмом в карьере Скотта. Однако его, как и все фильмы, в которые вмешиваются продюсеры, постигла печальная участь. В первый уикенд картина собрала всего 6 миллионов, а в целом полностью провалилась в прокате. Лишь через 10 лет, когда вышла режиссерская версия, она произвела фурор и получила культовый статус.
Желание интегрироваться в голливудскую систему и поиски комбинации жанров привели режиссера к творческому кризису. Картины 'Легенда' (1985) и 'Черный дождь' (1989) не имели популярности ни у зрителей, ни у критиков. Казалось, Ридли Скотт исчерпал себя, но в 1991 году он неожиданно поставил
мощную феминистскую драму 'Тельма и Луиза'. В ней история о нелегкой женской судьбе в конце превращается в притчу о победе духа над реальностью. Снятая с необычным мастерством и профессионализмом, картина получила 6 номинаций на 'Оскар', в том числе за лучшую режиссуру.
Похоже, что создавая свои фильмы, Ридли Скотт делал ставку на коммерческий успех, отсюда и его частые неудачи. Безусловно, режиссер искал середину, ведь снимать откровенное голливудское 'мыло' у него не было никакого желания. Точку равновесия между собственной стилистической доминантой и голливудскими стандартами он нашел в начале 2000-х, когда снял два неоспоримых шедевра.
Первым был исторический блокбастер 'Гладиатор' (2000), главную роль в котором сыграл Рассел Кроу. Красиво по
тавленный, с хорошими актерскими работами и явным упором на европейскую школу кино, фильм стал главным событием года, собрав 12 номинаций на премию 'Оскар'. Кассовые сборы картины составили почти 200 миллионов долларов.
В 2001 году вышел фильм 'Ганнибал', который закрепил успех Ридли Скотта и позволил ему вернуться в голливудскую элиту. Картина была продолжением одной из самых известных киноисторий 90-х годов о кровожадном маньяке Ганнибале Лекторе. Фильм собрал хорошую кассу, однако отзывы критиков были противоречивыми. Некоторые хвалили работу, некоторые говорили, что в ней отсутствует стилистическая изюминка и самобытность.
В 2000-х фильмы Ридли Скотта вновь 'затерялись' в лабиринтах Голливуда. Режиссер возобновил сотрудничество с Расселом Кроу, выпустив несколько картин с ег
участием. Среди них триллер 'Гангстер' (2007), боевик 'Совокупность лжи' (2008) и исторический фильм 'Робин Гуд' (2010). Они не получили большой популярности, хотя и были приняты критиками достаточно тепло.
Среди последних работ Скотта стоит отметить фантастический блокбастер 'Прометей' (2012), который изначально должен был быть приквелом к 'Чужому', но затем стал самостоятельным фильмом. Киносообщество хорошо восприняло новую режиссерскую работу, которая, кстати, собрала огромную кассу. Недавно Скотт заявил, что в 2014 и 2015 году он планирует заняться съемками двух фильмов – один будет посвящен пророку Моисею, а подробности второго пока держатся в секрете.
Ридли Скотт был дважды женат, но с 1989 года ведет холостяцкую жизнь. Его дочь Джордан и сын Джейк тоже стали режиссерами