Архитектор Ричард Серра знаменит своими огромными металлическими скульптурами – многотонными, метражными и очень выразительными. Каждая его выставка, и даже отдельная работа – настоящее событие в мире современного искусства.
Ричард Серра (Richard Serra) родился в 1939 году в Сан-Франциско. Он изучал английскую литературу в университетах Калифорнии (University of California, Berkeley и University of California, Santa Barbara), а позже несколько изменил специализацию. В 1964-м году Серра окончил Йель (Yale University), на этот раз его предметом изучения были прекрасные искусства. Определившись с призванием, он много ездил по миру, побывал в Северной Африке, пожил во Франции и Италии. Он искал себя и в живописи, и в скульптуре, и, наконец, его уникальный стиль был найден. Тогда Ричард Серра осел в Нью-Йорке и в конце 60-х годов начал работать с металлом. Правда, к своим гигантским скульптурам он пришел не сразу, начав работать как простой скульптор. Его сырьем были сталь, резина, свинец. Первая выставка прошла В Риме, Италия, в 1966 году. Кстати, даже найдя свой собственный метод выражения эмоций в искусстве, он не зацикливался на одном, а продолжал пробовать себя в разных направлениях. Так, в ранних 70-х Серра очень увлекся печатной графикой и кино.
К началу 70-х относятся и первые крупные стальные композиции.
Сегодня его работы выставлены во многих ведущих музеях мира - в мадридском Центре Искусств Королевы Софии можно увидеть композицию 'Equal-Parallel-Guernica-Bengasi', а в Музее Гуггенхайма в Бильбао – скульптурную группу из восьми огромных стальных фигур под названием 'The Matter of Time' ('Вопрос времени'). 'Clara-Clara', находитяся на парижской Площади Согласия.
Вообще же его работы являют собой нечт
о сродни архитектурным объектам – в гигантские сооружения можно войти, автор планирует и маршрут посетителей, и намечает точки обзора. Массивные дуги, спирали, углы и арки внутри творений Ричарда Серы призваны, кроме прочего, и проводить и фиксировать звуки. А потому его скульптуры не являются традиционно молчаливыми. Замысловатое эхо, звучащее внутри его работ – это также часть замысла архитектора. Грубые металлические листы и всевозможные профили, прямоугольные и кривые, действительно, очень близки к архитектуре. Ричард Серра старается устанавливать их возле архитектурных сооружений, располагать как бы в интерьере так называемой 'уличной мебели' – фонарных столбов, лавочек, фонтанов и скамеек, и, конечно же, собственно, уличных зданий. 'В этих скульптурах нет конкретной идеи, лишь воображение того, кто на нее смотрит', – говорит о своих стальных уличных изваяниях сам Ричард Серра.
Примечательно, что в молодости Ричарду довелось потрудиться на сталелитейном заводе, зарабатывая себе на жизнь. Теперь же работу металлургам обеспечивает он сам; его заказы порой заставляют сталелитейщиков крепко задуматься над непростым их исполнением.
Со временем скульптуры утрачивают первоначальный вид – стоя на улице, сохранить блеск стали невозможно, однако, такая участь постигает любые уличные композиции. Гигантские стальные изваяния Серры стоят в Европе, Америке, Японии, поражая размерами (от нескольких тонн до нескольких сотен тонн) и причудливостью фантазии автора. Казусный случай произошел с творен
ием скульптора в 2006 году. Тогда администрация мадридского Музея современного искусства имени Королевы Софии была вынуждена признать, что музей потерял… 38-тонную скульптуру Серры; при этом пропажу экспоната заметили лишь через 14 лет.
Сегодня Ричард Серра – признанный мэтр, один из самых влиятельных архитекторов современности. Его заслуги признаются не только из-за размеров и общей необычности материала, но и из-за того, что ему удается переносить акцент с самих работ на среду, в которой они стоят. Так, будь то музей или городская площадь, загадка и абстрактность творений неизбежно перекидывается и на окружающее пространство.
В 2010 году Серра стал лауреатом Премии Принца Астурийского в области искусства.
Премию эту еще называют 'нобелевской премией испаноязычного мира'. 50 тысяч евро, статуэтка, созданная специально для премии каталонским художником Жоаном Миро, и диплом – вот видимые составляющие Премии принца Астурийского. А за всем этим – признание необыкновенных заслуг, таланта, значимости и всего того, за что во все времена люди искусства не боялись быть непонятыми, непризнанными, но творили, боролись, отстаивали свое видение красоты и гармонии.
Среди номинантов на Премию Принца Астурийского в области искусства в 2010 году были испанский режиссер Карлос Саура, а также итальянский дирижер Риккардо Мути.
А среди лауреатов прошлых лет – такие деятели искусства, как режиссеры Вуди Аллен и Педро Альмодовар, музыканты Пако де Лусиа и Боб Дилан, скульптор и художник Микель Барсело