Никсон был вторым по успеваемости учеником в выпуске Уиттиер-колледжа в 1934. Окончил школу права в университете Дьюка в Дареме (шт. Северная Каролина).
37 -й президент США, родился 9 января 1913 в Йорба-Линде (шт. Калифорния). Когда Ричарду было 9 лет, семья переехала в калифорнийский город Уиттиер, где после окончания занятий в школе он работал в принадлежавшей отцу бакалейной лавке рядом с бензоколонкой. Никсон был вторым по успеваемости учеником
в выпуске Уиттиер-колледжа в 1934. Окончил школу права в университете Дьюка в Дареме (шт. Северная Каролина).
Никсон стал партнером в старейшей юридической конторе Уиттиера «Уингерт энд Бьюли», а в возрасте 26 лет – самым молодым попечителем Уиттиер-колледжа. В начале Второй мировой войны поступи
л на службу в управление регулирования цен в Вашингтоне, а в августе 1942 стал лейтенантом ВМС. Служил офицером авиационной наземной службы на Тихом океане. Уволился из армии в 1946 в звании лейтенанта-коммандера.
По возвращении Никсона в Уиттиер группа калифорнийских республиканцев убедила его вы
ставить свою кандидатуру на выборах 1946 против конгрессмена-демократа Дж.Ворхиса. В ходе предвыборной кампании Никсон обвинил Ворхиса в «сочувствии к коммунизму» и в потакании профсоюзам и победил с преимуществом в 15 592 голоса.
В качестве члена комитета по делам образования и труда палаты предс
тавителей Никсон принимал участие в разработке закона Тафта – Хартли о трудовых отношениях. В качестве члена комитета по антиамериканской деятельности настаивал на расследовании деятельности бывшего сотрудника госдепартамента Э.Хисса, обвиненного в передаче секретных документов члену компартии У.Чам
берсу. Никсон принимал активное участие и в деятельности комитета по разработке плана Маршалла. В Палате представителей он был выдвинут на второй срок в 1948, что было поддержано как демократами, так и республиканцами. Одержал победу на выборах с преимуществом в 141 500 голосов.
Два года спустя Ни
ксон вступил в борьбу за место в Сенате США с членом палаты представителей от Демократической партии Х.Дуглас. Он вновь выдвинул лозунг борьбы с коммунизмом и обеспечения внутренней безопасности, обвинив госпожу Дуглас в сочувствии к коммунизму, и в ходе кампании победил, получив поддержку 2 183 454
избирателей против 1 502 507 голосов, отданных Дуглас. Его агрессивная кампания привлекла к нему внимание партийных лидеров по всей стране. В 1952 кандидат республиканцев в президенты генерал Д.Эйзенхауэр назвал Никсона кандидатом на пост вице-президента.
И вновь Никсон с жаром вел предвыборную к
ампанию, обвинив кандидата демократов в президенты Э.Стивенсона в примиренческой позиции по отношению к коммунистам. Впрочем, неожиданно для себя он на время оказался в обороне. Стало известно, что его сторонники в Калифорнии создали специальный фонд в размере 18 тыс. долл. для выплаты этой суммы Ни
ксону в качестве надбавки к его окладу сенатора. Видные республиканцы советовали ему снять свою кандидатуру, однако Никсон выступил по национальному телевидению, разъяснив, что эти деньги не предназначались ему лично, а шли на оплату деятельности его аппарата и тем самым экономили средства налогопла
тельщиков. Он сказал, что сам стеснен в средствах, и признался в получении лишь одного подношения – собаки по кличке «Чекерс». Его выступление, получившее название «Чекерс спич», произвело столь сильное впечатление, что укрепило положение Никсона в списке кандидатов. В 1956 Эйзенхауэр и Никсон были
избраны на второй срок, вновь победив демократов во главе со Стивенсоном.
Эйзенхауэр делегировал своему вице-президенту намного больше полномочий, чем получал кто-либо из его предшественников. Никсон присутствовал на большинстве встреч президента с кабинетом министров и лидерами Конгресса. В качес
тве председателя президентской Комиссии по государственным контрактам Никсон много сделал для искоренения дискриминационной системы найма. В качестве председателя комитета по вопросам экономического развития при кабинете министров сыграл важную роль в прекращении забастовки рабочих сталелитейной про
мышленности в 1959. В трех случаях (в 1955, 1956 и 1957) он принимал на себя административные функции президента во время его болезни.
20 июля 1960 Никсон был выдвинут кандидатом на пост президента национальным съездом республиканцев. Он назвал кандидатом на пост вице-президента Г.Лоджа, постоянно
го представителя США при ООН, бывшего сенатора от Массачусетса. Его соперник Дж.Кеннеди, выступавший в паре с техасским сенатором Л.Джонсоном, подверг критике политику Эйзенхауэра, призвав избирателей «сдвинуть Америку с места». Хотя Кеннеди получил поддержку большинства выборщиков, его преимущество
над соперником составило всего 120 тыс. голосов избирателей.
Никсон вернулся к частной юридической практике в Калифорнии, продолжая выступать с публичными речами и в печати. В 1962 он попытался занять место популярного губернатора Калифорнии Э.Брауна, но проиграл, уступив 300 тыс. голосов избират
елей. Политическая карьера Никсона казалась завершенной.
В 1963 он переехал в Нью-Йорк, чтобы стать партнером крупной юридической фирмы на Уолл-стрит, но вскоре вновь оказался в гуще предвыборной борьбы, на этот раз в команде республиканского претендента на президентский пост, сенатора от Аризоны
Б.Голдуотера. В течение последующих двух лет Никсону удалось добиться самого сенсационного возвращения в политику за всю историю США. Именно он проводил предвыборную кампанию в 1966, когда республиканцам удалось существенно укрепить свои позиции в палате представителей. 1 февраля 1968 Никсон заявил
о выдвижении своей кандидатуры на пост президента. Несмотря на соперничество влиятельных губернаторов – Дж.Ромни (Мичиган), Н.Рокфеллера (Нью-Йорк) и Р.Рейгана (Калифорния), 7 августа 1968 Никсон был вновь выдвинут кандидатом на пост президента США. Кандидатом в вице-президенты он назвал С.Агню, мал
оизвестного губернатора штата Мэриленд. Никсон победил, получив 31 770 237 голосов избирателей, его конкурент вице-президент Г.Хамфри – 31 270 53 3 голоса, а бывший губернатор Алабамы Дж.Уоллес, представлявший Американскую независимую партию, – 9 906 141 голос.
Во внутренней политике Никсон остава
лся умеренным консерватором. Несмотря на серьезную оппозицию в Конгрессе, он урезал федеральные расходы на социальные программы, распустил управление по созданию экономических возможностей, сформированное в 1964 для решения проблем бедных слоев населения, начал осуществлять программу по сокращению с
убсидий фермерским хозяйствам. На четыре вакантных места в Верховном суде были назначены консерваторы, что остановило продолжавшуюся почти два десятилетия либерализацию судебной системы.
В международных делах Никсон был прежде всего озабочен выполнением своего предвыборного обещания прекратить уча
стие американцев во Вьетнамской войне и добиться «почетного мира». Во время остановки на Гуаме в ходе поездки по семи странам мира в июле 1969 Никсон заявил, что, продолжая оказывать помощь странам Азии, борющимся с коммунизмом, США не будут направлять свои войска для участия в войнах на территории
Азии. Эта «доктрина» содержала рекомендацию союзникам США впредь в большей степени рассчитывать на собственные силы, хотя в ней не было и намека на отказ США от статуса сверхдержавы. Никсон ясно дал понять это в апреле 1970, когда направил войска в Камбоджу для поддержки недавно образованного правит
ельства. Это решение инициировало новую волну студенческих демонстраций, и от рук солдат национальной гвардии в Кентском университете (шт. Огайо) погибли четыре студента.
Никсон проигнорировал гневную реакцию общественности и продолжил процесс «вьетнамизации» конфликта, передав функции ведения наз
емной войны вьетнамцам. В мае 1972 он приказал заминировать северовьетнамские порты и водные пути. 26 октября, буквально накануне выборов 1972, его помощник по вопросам национальной безопасности Г.Киссинджер объявил о том, что «мир не за горами». Но обещанная договоренность после выборов так и не бы
ла выполнена, и 18 декабря Никсон приказал начать самую жестокую за все годы войны бомбардировку Северного Вьетнама. Мирные переговоры возобновились в Париже 8 января 1973. 27 января было достигнуто соглашение о перемирии, однако бомбардировка Камбоджи продолжалась вплоть до августа.
В 1972 Никсон
посетил Пекин и Москву. В Китае он договорился об обмене неофициальными делегациями. В Москве заключил ряд торговых соглашений, договор об ограничении систем противоракетной обороны и соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений. После визита Л.И.Брежнева в Вашингтон (июнь 197
3) была заключена новая серия соглашений. В октябре политика разрядки международной напряженности подверглась серьезному испытанию из-за новой войны между Израилем и арабскими государствами. Получив информацию о возможном вмешательстве СССР, Никсон отдал приказ о приведении в боевую готовность всех
подразделений стратегического и тактического назначения. Кризис был улажен подписанием соглашения о перемирии.
С первого дня пребывания у власти Никсон имел дело с «разгоряченной» процветанием экономикой, результатом которой стала жестокая инфляция. Он ввел ограничительный бюджет и монетаристскую
политику. К началу 1970 темпы роста инфляции сократились, но начался экономический спад. В августе 1971 президент установил государственный контроль над заработной платой и ценами, начав с их замораживания на 90 дней. Инфляция несколько снизилась, но в 1973 вновь стала увеличиваться, прежде всего из
-за роста цен на продовольственные продукты.
При Никсоне началась беспрецедентная централизация исполнительной власти. Он держал Конгресс на дистанции, прикрывшись, как щитом, аппаратом сотрудников Белого дома, и фактически игнорировал его при осуществлении внешней политики. Склонность Никсона обх
одить традиционные каналы отчетности проявлялась в попытках реорганизовать исполнительную власть. В 1972 он предложил заменить семь существующих министерств четырьмя новыми, но Конгресс отказался принять соответствующее решение. Сразу после убедительной победы в 1972 над демократическим кандидатом Д
ж.Макговерном (47 042 923 против 29 071 629 голосов) Никсон объявил о своих планах осуществления руководства политикой министерств через «суперкабинет», который бы состоял из нескольких советников Белого дома. Он создал новое административно-бюджетное управление, обладавшее большими правами, чем ста
рое бюджетное бюро, а также совет по внутренним делам, узурпировавший, по мнению многих критиков, полномочия кабинета министров.
С началом Уотергейтского скандала нежелание Конгресса вступать в конфликт с президентом быстро испарилось, и в ноябре 1973 Конгресс преодолел президентское вето на закон
о военных полномочиях, содержавший требование о согласии Конгресса на использование американских вооруженных сил за пределами США. То, что произошло в ноябре, стало первым проявлением утраты доверия к президенту.
В январе 1973 семь человек были осуждены за несанкционированное вторжение весной 197
2 в помещение национального комитета Демократической партии в комплексе зданий «Уотергейт» в Вашингтоне, где они пытались установить подслушивающую аппаратуру и сфотографировать документы. Руководили взломщиками Дж.Лидди и Э.Хант, в прошлом сотрудники аппарата Белого дома, и Дж.Маккорд мл., который,
как и Лидди, сотрудничал с комитетом по переизбранию президента (КПП). Операция по взлому финансировалась из секретных средств, поступавших в фонд КПП.
Макговерн попытался превратить Уотергейтское дело в основной вопрос кампании 1972, сделав тогда еще не подкрепленное документами заявление, что в
злом был частью более широкого заговора республиканцев, направленного на подрыв кампании демократов. Эта попытка оказалась бесплодной. В марте, в письме, адресованном окружному судье Дж.Сирике, председательствовавшему на судебном процессе по делу об Уотергейтском взломе, Маккорд заявил, что ответств
енные сотрудники аппарата Белого дома пытались скрыть истинные масштабы скандала и что на него и его сотрудников оказывалось давление.
Тогда же Никсон повторил сделанные им ранее заявления, что внутреннее расследование не установило какого-либо участия в этом деле Белого дома. Однако в апреле он в
ыступил с заявлением, что после нового расследования до его сведения были доведены «серьезные обвинения». Многие из этих обвинений уже получили освещение в прессе после расследования «большим жюри» и предварительного рассмотрения специальным сенатским комитетом под председательством сенатора-демокра
та от Северной Каролины С.Эрвина мл. В числе обвинений фигурировали следующие: Дж.Митчелл, директор КПП, бывший министр юстиции и давний друг Никсона, одобрил операции по взлому, а два помощника президента, Дж.Эрлихман и Г.Холдеман, вместе с советником Белого дома Дж.Дином III участвовали в сокрытии
информации по этому вопросу. 30 апреля Никсон распорядился, чтобы Дин подал в отставку, и принял отставку Холдемана и Эрлихмана.
Подал в отставку и министр юстиции Р.Клайндинст, который находился в приятельских отношениях с Митчеллом. Клайндинста сменил Э.Ричардсон. В мае Ричардсон с согласия Ник
сона, полученного под давлением Конгресса, назначил гарвардского профессора А.Кокса специальным федеральным прокурором, который возглавил расследование Уотергейтского дела. Комитет Эрвина открыл слушания дела, ход которых транслировался по национальному телевидению.
Один свидетель за другим подтве
рждали то, о чем ранее сообщалось в прессе. Дин показал, что, согласно его личным впечатлениям, полученным в результате разговоров с Никсоном, президент уже в сентябре 1972 знал о попытке сокрытия фактов. Это грозило президенту обвинением в лжесвидетельстве. В ходе слушаний выяснилось, что все разго
воры президента в Белом доме записывались на пленку для последующего использования в качестве исторических документов. После того как Никсон, сославшись на принцип разделения властей, отказался передать Коксу и в комитет Эрвина пленки с записями разговоров, которые могли бы доказать его соучастие, о
ни обратились в суд. В августе Сирика потребовал передать девять пленок, запрошенных Коксом, но Никсон тянул, пытаясь выиграть время. 20 октября президент заявил, что Кокс превысил свои полномочия как представитель исполнительной власти, и приказал его уволить. Однако Ричардсон и его первый заместит
ель У.Раклсхаус предпочли подать в отставку, чем подчиниться приказу. Требования отставки или импичмента Никсона, ранее выдвигавшиеся в основном демократами, отныне стали исходить и от республиканцев.
22 октября юридическому комитету палаты представителей под председательством демократа П.Родино (
от шт. Нью-Джерси) было поручено начать изучение возможных оснований для импичмента Никсона. 23 октября Никсон согласился представить пленки с записями, но 31 октября его адвокат информировал судью Сирику, что двух из затребованных пленок никогда не существовало; это с новой силой поставило вопрос о
честности Никсона. Несколько позднее его адвокаты признали, что часть текста на третьей пленке была стерта. В первых числах ноября Никсон под сильным давлением назначил Л.Яворского новым специальным прокурором по Уотергейтскому делу.
Ущерб, нанесенный Уотергейтским скандалом, усугубился рядом дру
гих скандалов. Эрлихман оказался замешанным в неудачной попытке Белого дома получить в 1971 компрометирующие материалы на Д.Элсберга путем незаконного проникновения в приемную его психиатра. В 1973 суд над Элсбергом по обвинению в опубликовании им секретной информации Министерства обороны был отмене
н, когда правительство признало, что телефонные разговоры Элсберга прослушивались незаконно. Два лица, участвовавшие в проведении предвыборной кампании республиканцев, были заключены под стражу за распространение предвыборной литературы, содержавшей клевету в адрес кандидатов демократов, в ходе пред
варительных выборов во Флориде в 1972. Руководители нескольких крупных корпораций были оштрафованы после того, как признали себя виновными в незаконной передаче взносов в фонд кампании Никсона в 1972. В ходе других расследований изучались материалы, касавшиеся использования крупных сумм государствен
ных средств для перестройки домов Никсона в Сан-Клементе (шт. Калифорния) и Ки-Бискейне (шт. Флорида), а также законности личных налоговых льгот президента и передачи промышленником Х.Хьюзом 100 тыс. долл. близкому другу Никсона Ч.Ребозо. Последующим расследованием в начале 1974 было установлено, чт
о Никсон не заплатил государству налоги в сумме 432 тыс. долл. за 1969–1972. Хотя срок давности по долгу за 1969 истек, Никсон объявил, что намерен его выплатить.
10 октября 1973 в результате расследования, не имевшего отношения к Уотергейту, в отставку с поста вице-президента ушел С.Агню. Балтимо
рское «большое жюри» получило доказательства того, что он получал взятки на постах губернатора и вице-президента. Никсон назвал преемником Агню конгрессмена из Мичигана, лидера республиканцев в палате представителей Дж.Форда Младшего.
И все же именно Уотергейтский скандал привел администрацию Никс
она к краху, а его самого к отставке. Расследование Яворского дало основания для привлечения к судебной ответственности Митчелла, Холдемана, Эрлихмана и сотрудников Белого дома и КПП за совершенные ими преступления. Яворский и юридический комитет палаты представителей затребовали другие пленки с зап
исями. Никсон игнорировал эти запросы, но, когда выяснилось, что записи, уже поступившие к Сирике, будут обнародованы в ходе судебного процесса, передал отредактированные стенограммы записанных на пленку разговоров. Позднее оказалось, что они отличаются от текста пленок, которые были переданы Сирико
й юридическому комитету. Однако и никсоновская версия не сняла подозрений в соучастии Никсона и его помощников в преступлении, ко всему прочему показав аморальный характер некоторых мест в президентских разговорах, в результате чего поднялась новая волна публичной критики.
Чтобы заставить Никсона
согласиться с требованием о передаче 64 дополнительных пленок, Яворский обратился в Верховный суд США. Адвокаты Никсона настаивали, что президент имеет право не передавать эти записи, ссылаясь на принцип разделения властей. Однако 24 июля Верховный суд вынес решение, обязывавшее Никсона представить
пленки.
В том же месяце в ходе транслировавшихся по телевидению слушаний юридический комитет проголосовал за внесение на рассмотрение Палаты представителей вопроса об импичменте президента. При поддержке как республиканцев, так и демократов комитет обвинил Никсона в том, что он препятствует отправ
лению правосудия, злоупотребляет президентской властью и игнорирует повестки палаты представителей.
5 августа Никсон обнародовал несколько пленок с записями, которые были затребованы Яворским; одновременно он заявил, что его адвокаты не были посвящены в содержание этих пленок. Согласно записи разг
овора с Холдеманом от 23 июня 1972, через несколько дней после Уотергейтского взлома Никсон дал указание принять меры к прекращению расследования, начатого ФБР. Из пленки явствовало, что Никсон был вовлечен в укрывательство преступления и на протяжении двух лет лгал о своей неосведомленности. Помощн
ики президента и его сторонники в Конгрессе почувствовали себя обманутыми и открыто выражали свой гнев. 8 августа Никсон объявил об отставке. 8 сентября президент Форд издал указ о прощении Никсона в связи с преступлениями, которые бывший президент «совершил или в совершении которых мог участвовать»
Никсон удалился в свое поместье в Сан-Клементе (шт. Калифорния). В 1976 он был лишен права на адвокатскую практику в штате Нью-Йорк, что поставило точку на его юридической карьере. В конце 1970-х и в 1980-х годов, пытаясь восстановить репутацию, Никсон написал серию мемуаров и несколько книг по