Популярные личности

Ричард Мэтисон

Американский писатель и сценарист, работавший в жанрах фэнтези, ужасы и научная фантастика
На фото Ричард Мэтисон
Категория:
Дата рождения:
1926-02-20
Место рождения:
Эллендейл, Нью-Джерси, США
Дата смерти:
2013-06-23
Место смерти:
Лос-Анджелес, Калифорния, США
Гражданство:
США
Читать новости про человека
Биография

Отец культового романа 'Я – легенда'

Преуспевший в жанрах фэнтези и хоррор, Мэтисон получил наибольшую известность за свою хоррор-новеллу 'Я – легенда' ('I Am Legend') 1954-го, которая пережила четыре экранизации.


На большие экраны также перекочевали такие работы Мэтисона, как 'Невероятно худеющий человек' ('The Shrinking Man'), 'Легенда адского дома' ('Hell House'), 'Куда приводят мечты' ('What Dreams May Come'), 'Где-то во времени' ('Bid Time Return' / 'Somewhere in Time'), 'Отзвуки эха' ('A Stir of Echoes') и 'Кнопка, кнопка' ('Button, Button').

Ричард Бертон Мэтисон родился 20 февраля 1926-го года, в Аллендейле, Нью-Джерси (Allendale, New Jersey). Его первая история была опубликована, когда ему было всего восемь, в местной газете 'The Brooklyn Eagle'. Окончив технический лицей в 1943-м, Мэтисон отправился на службу в армию США. Впоследствии он поведал о своем армейском опыте в романе 'The Beardless Warriors', который был экранизирован в 1967-м под названием 'Молодые воины' ('The Young Warriors'). После Второй мировой войны Ричард изучал журналистику в Миссурийском университете (University of Missouri), который окончил в 1949-м.

Самый первый его роман, 'Hunger and Thirst', несколько десятилетий игнорировали издательства. Зато первый полноценный его рассказ, 'Рожденный от мужчины и женщины' / 'Родители были людьми' ('Born of Man and Woman'), был напечатан в журнале 'The Magazine of Fantasy and Science Fiction' – и тут же привлек внимание. История повествует о 'чудовищном ребенке', посаженном на цепь в подвале его родителями, и писатель использует едкий неидиоматический английский.

Первый сборник рассказов Мэтисона был опубликован в 1954-м. Между 1950-м и 1971-м годами он сочинил десятки рассказов, часто смешивая элементы научной фантастики, хоррора и фэнтези. Ричард оставался членом Писательской школы Южной Калифорнии в 1950-х и 1960-х, куда входили Чарльз Бомонт (Charles Beaumont), Рэй Брэдбери (Ray Bradbury) и Джордж Клейтон Джонсон (George Clayton Johnson), помимо прочих.

Мэтисон засветился в двух документальных картинах, повествующих о его эпохе: 'Charles Beaumont: The Life o

f Twilight Zone's Magic Man' Джейсона Брока (Jason V Brock) и 'The AckerMonster Chronicles!'. Последняя освещала детали из жизни агента и редактора Форреста Дж. Акермана (Forrest J Ackerman).

Некоторые из рассказов Ричарда, такие, как 'Third from the Sun' и 'Deadline', представляли собой не что иное, как простые наброски с интересными развязками. В то же время такие истории, как 'Trespass', 'Being' и 'Mute', разжевывали дилеммы персонажей на 20-30 страниц.

Рассказы 'The Doll that Does Everything' и 'The Funeral' пронизаны сатирическим юмором на жанровые клише, да и истерически раздутая проза в них весьма отличается от обычного скромного слога Мэтисона. В историях 'Steel' и 'The Test' отображена моральная и физическая борьба простых людей, а не вездесущих ученых и супергероев, попадающих в самые необычные передряги.

Произведение 'Дуэль' ('Duel') – история о паранойе, безликой силе зла, преследующей среднего американца, послужило основой для сценария телефильма Стивена Спилберга (Steven Spielberg) с одноименным названием.

Ричард написал сценарии для нескольких телесериалов, включая 'Судебный исполнитель' ('Lawman'), 'Есть оружие – будут путешествия' ('Have Gun – Will Travel') и 'За гранью возможного' ('The Outer Limits'). В первую же очередь, на малых экранах он известен как один из сценаристов сериала 'Сумеречная зона' ('The Twilight Zone'), обязанного Мэтисону многочисленными эпизодами, в том числе 'Кошмар на высоте 20.000 футов' и 'Пропала девочка'. Последний рассказывает о случайно попавшей в четвертое измерение девочке.

Мэтисон признался, что для многих своих работ черпал вдохновение из реальности. Произведение 'Дуэль' родилось после того, как Ричард и его друг Джерри Сол (Jerry Sohl) едва не стали жертвой автоаварии с участием массивного грузовика в тот же самый день, когда произошло убийство Джона Кеннеди (John Kennedy).

Сцена из фильма 'Сделаем это снова' ('

et's Do It Again') 1953-го, в которой Альдо Рэй (Aldo Ray) и Рэй Милланд (Ray Milland) надевают друг другу шляпы, одна из которых оказывается велика Милланду, навела Мэтисона на мысль: 'А что, если кто-то оденет свою шляпу, но произойдет то же самое?'. Эта идея переросла в произведение 'Невероятно худеющий человек'.

Свое начало история 'Где-то во времени' получила в момент, когда Мэтисон увидел постер фильма с прекрасным изображением Мод Эдамс (Maud Adams), актрисы 19-го века, и задумался, что могло произойти, влюбись кто-то в это старинное изображение.

Двое детей Мэтисона, Крис и Ричард Кристиан, стали писателями и сценаристами.

Мэтисон умер в своем доме в Лос-Анджелесе, штат Калифорния (Los Angeles, California), 23 июня 2013-го, всего за несколько дней до вручения премии 'Сатурн' ('Visionary award'). Ричард был награжден посмертно. Президент Академией научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов, Роберт Холгин, заявил, что достижения Ричарда останутся жить в воображении каждого, кто читал или видел его воодушевляющие и неповторимые работы'.

Стивен Кинг (Stephen King) заявил, что Мэтисон оказал влияние на его творчество, и что посвятил этому писателю свой роман 'Мобильник' ('Cell'). Писательница Энн Райс (Anne Rice) призналась, что рассказ Мэтисона 'A Dress of White Silk', прочитанный ею в детстве, пробудил в ней интерес к фэнтези и историях о вампирах.

Режиссер Стивен Спилберг, отдавая дань уважения Мэтисону, заявил: 'Полное иронии и знаковых образов, воображение Ричарда Мэтисона породило оригинальные научно-фантастические истории и помогло мне добиться моего первого признания, когда Мэтисон написал историю и сценарий для фильма 'Дуэль'. Его истории для сериала 'Сумеречная зона' – мои любимые, и в последнее время мы работали с ним над 'Живой сталью' ('Real Steel'). Для меня Мэтисон – представитель той же 'весовой категории', что и Брэдбери, и Азимов (Isaac Asimov)'.






Поделиться: