Чандлер подарил миру вымышленного калифорнийского частного детектива Филипа Марлоу. Писателя принято считать одним из основателей жанра 'крутого детектива'. Обозреватель газеты 'Washington Post' Патрик Андерсон (Patrick Anderson), помимо нелестных слов в адрес Чандлера, назвал его 'пожалуй, самым лиричным среди основных писателей детективного жанра'.
Рэймонд Торнтон Чандлер появился на свет 23 июля 1888-го, в Чикаго, штат Иллинойс (Chicago, Illinois), но первые свои годы провел в Платтсмауте, штат Небраска (Plattsmouth, Nebraska). Когда его отец, инженер-строитель с алкогольной зависимостью, бросил семью, мать Рэймонда в 1900-м переехала в лондонский район Кройдон, Англия (Croydon, England). Поддержку матери-одиночке оказывал дядя Рэймонда, успешный ирландский юрист.
Чандлер получил классическое образование в Колледже Далуич (Dulwich College, London). Он не пошел в университет, предпочитая проводить время в Париже (Paris) и Мюнхене (Munich), где совершенствовал свои знания иностранных языков. Он получил британское гражданство в 1907-м, был принят на госслужбу и чуть больше года проработал в адмиралтействе.
Уставший от низкопоклонства на госслужбе, Чандлер ушел в отставку, чем шокировал своих домашних, и стал журналистом в газетах 'Daily Express' и 'Bristol Western Gazette'. Он не добился успеха на новом поприще, но, как говорят, встреча с Ричардом Б. Миддлтоном (Richard B. Middleton) помогла ему начать двигаться в правильном направлении.
Рэймонд вспоминает: 'Я познакомился с таким же юным, бородатым мужчиной с печальными глазами, мужчиной по имени Ричард Миддлтон. Немногим позже он покончил с собой в Антверпене (Antwerp), совершил самоубийство от отчаяния, должен я вам сказать. Случившееся произвело на меня большое впечатление. Миддлтон поразил меня, каким огромным талантом он обладал – таким, какого у меня не будет никогда. И если уж он не смог продвинуться, то маловероятно было, что смогу я'.
Однако именно знакомство с Миддлтоном в дальнейшем подтолкнуло Чандлера попробовать свои силы в писательском ремесле. В 1912-м Рэймонд взял денег в долг у своего дядюшки и вернулся в Америку. К концу года к нему приехала его мать. В 1913-м они обосновались в Лос-Анджелесе (Los Angeles). В 1917-м, когда США ввязалос
ь в Первую мировую, Чандлер попал в Канадские экспедиционные войска. На момент окончания войны он проходил летную подготовку как 'желторотик' ВВС.
Его роман с Сисси Паскаль, замужней женщиной, старше его на 18 лет, привел к тихому и мирному разводу Паскаль в 1920-м. Любовники оформили свои отношения только в феврале 1924-го, уже после смерти матери Рэймонда, которая не любила Сисси и не давала сыну разрешения на брак.
Начиная с позиции бухгалтера и аудитора в 1922-м, Чандлер к 1931-му стал высокооплачиваемым президентом компании 'Dabney Oil Syndicate'. Однако проблемы с алкоголем, постоянные прогулы, распутное поведение с сотрудницами на рабочем месте и желание покончить с собой поспособствовали его увольнению в 1932-м.
Из-за стесненных обстоятельств в период Великой депрессии, Чандлер возобновил 'культивацию' своих скрытых писательских талантов. Сначала он писал истории для дешевых журналов. Первая его профессиональная работа, 'Blackmailers Don't Shoot' ('Шантажисты не стреляют'), была опубликована в журнале 'Black Mask' в 1933-м. Первый роман, 'The Big Sleep' ('Глубокий сон'), вышел в 1939-м.
Произведение 'Глубокий сон' подарило миру знаменитого частного сыщика Филипа Марлоу. Второй роман писателя, 'Farewell, My Lovely' ('Прощай, любимая') 1940-го, послужил основой для трех кинофильмов, включая картину 'Это убийство, моя милочка' ('Murder My Sweet') 1944-го, где зритель впервые познакомился с Марлоу. Успех второго романа и его экранизаций помогли Чандлеру начать писать теле- и киносценарии.
Вместе с Билли Уайлдером (Billy Wilder) он стал сценаристом фильма-нуара 'Двойная страховка' ('Double Indemnity'), который принес Рэймонду номинацию на 'Оскар'. Чандлер самостоятельно разработал сценарий к фильму 'Синий георгин' ('The Blue Dahlia') 1946-го. Эта работа также сделала его номинантом на премию Академии кинематографических искусств и наук.
Чандлер помог
ал написать сценарий на основе романа Патриции Хайсмит (Patricia Highsmith) – к триллеру Альфреда Хичкока (Alfred Hitchcock) 'Незнакомцы в поезде' 1951-го. Напряжение между сценаристом, считавшим историю Хайсмит крайне неправдоподобной, и режиссером накалилось до такой степени, что они перестали разговаривать друг с другом. Как говорят, Чандлер обронил в адрес режиссера фразу 'этот толстый ублюдок', после чего Хичкок с задранным кверху носом бросил наработки Чандлера в мусорное ведро. Между тем, в титрах фильма 'Незнакомцы в поезде' Чандлер значится как один из главных сценаристом, наряду с Ченци Ормонде (Czenzi Ormonde).
В 1946-м Рэймонд перебрался в Ла-Хойя, штат Калифорния (La Jolla, California), где написал два последних романа о Филипе Марлоу, 'The Long Goodbye' ('Долгое прощание') и 'Обратный ход' ('Playback'). Четыре главы из неоконченного им романа превратились в финальную историю о частном сыщике, 'Poodle Springs' ('Пудл Спрингс'), которую написал преданный поклонник Чандлера, Роберт Б. Паркер (Robert B. Parker).
В 1954-м, после продолжительной болезни, скончалась супруга Рэймонда, Сисси Чандлер. Убитый горем и насквозь пропитанный спиртным, вдовец забыл развеять прах кремированной Сисси. Останки пролежали в шкафчике в подвале при крематории целых 57 лет.
После смерти супруги Чандлер начал заливать горе спиртным, что не могло не отразиться на его письме. В 1955-м он попытался наложить на себя руки. Считается, что это был 'крик о помощи', т.к. писатель позвонил в полицию, перед тем как совершил попытку самоубийства. Соня Оруэлл (Sonia Orwell) и Наташа Спендер (Natasha Spender) полагали, что Чандлер был латентным гомосексуалистом.
Американское гражданство Рэймонд восстановил в 1956-м. Согласно свидетельству о смерти, он умер от периферического сосудистого коллапса и преренальной уремии, 26 марта 1959-го. Прах его жены был предан земле 14 февраля 2011-го.