Английский скульптор, одна из Молодых британских художников.
Рейчел Уайтред родилась в 1963. Ее мать – художница, а отец – преподаватель. Младшая из трех дочерей, Рейчел до семилетнего возраста жила в Эссексе. Она изучала живопись в Брайтонском политехническом институте, переключила внимание на скульптуру, когда училась в Лондонской Школе изобразительных искусств Слейда (1985–1987). Первая персональная выставка художницы состоялась в 1988. В начале 1990-х она привлекла внимание как участница движения Молодые британские художники. Среди ее современников Уайтред зарекомендовала себя как создатель инновационных работ, отражающих тихий, созерцательных дух, получив такие награды, как Премия Тернера в 1993 и медаль Венецианской биеннале в 1997. Ее работы выставлялись на многочисленных выставках в музеях и галереях в США и Европе, она реализовала несколько публичн
ых проектов.
Основной мотив скульптур Уайтред, в которых отсутствует изображение человека и чего бы то ни было живого, - замкнутое и необитаемое пространство. Такова одна из наиболее известных ее работ – памятник жертвам Холокоста (Безымянная библиотека) на Еврейской площади в Вене (2000).
Более двадцати лет Рейчел Уайтред создает уникальный ряд поэтичных работ, делая слепки с выброшенных бытовых предметов и пустых архитектурных пространств. В конце 1980-х Рейчел начала делать слепки с предметов - кроватей, раковин, шкафов, - подчеркивая личные аспекты домашнего быта и отражая человеческое присутствие символическим способом. Используя традиционные методы и материалы, которые обычно применяются при подготовке, а не для готовой скульптуры, такие как гипс, резины и смолы, Уайтред
создает слепки пространства в, под и над объектами. Ее искусство действует на многих уровнях: оно фиксирует и придает материальность незнакомым пространствам знакомой жизни (ванна, раковина, матрас или кресло), превращая домашнее в публичное, запечатлевает повседневные объекты в отсутствие человека. Ее практика формально связана с минимализмом, интеллектуально - с концептуальным искусством, показывая безличные, строгие и серийные объекты, преобразованные и персонализированные посредством использования. Работы Уайтред напоминают посмертные маски, вызывающие чувство потери и личной памяти.
Ее ранние работы содержат автобиографические элементы: "Shallow Breath" (1988) - слепок пространства под кроватью, похожей на кровать, на которой художница родилась. "Ghost "(1990) - слепок пространства комнаты
, идентичной той, в которой выросла Рейчел. Рама окна, камин, дверь и выключатель застыли в лишенной функциональности форме, создавая негативный отпечаток интерьера. Уайтред описала работу как "мумификацию чувства тишины в комнате".
Со временем Уайтред расширила сферу своих проектов, включив слепки нескольких больших архитектурных пространств, в том числе, интерьер дома викторианской эпохи, "House" (1993). Как и многие ее небольшие работы, "House" хранит следы форм, из которых он был получен, одновременно указывая на их отсутствие. Интерьер становится экстерьером, логика архитектуры инвертируется.
Первой из женщин-художниц получила премию Тернера (1993). Медаль Венецианской биеннале (1997). Премия Августа Зеелинга (2007, Дуйсбург). Кавалерственная дама Ордена Британской империи