В работе Введение в философию (Introduction la philosophie, 1939) Лесенн изложил свою «философию ценностей», где ценность понимается уже не как следствие, а как источник всякого долга.
ЛЕСЕНН, РЕНЕ (Le Senne, Ren) (1882–1954), французский философ-моралист и психолог, близкий к христианскому экзистенциализму. Родился в Эльбёфе-на-Сене 8 июля 1882. Учился в различных парижских лицеях, окончил Высший педагогический институт, где его руководителем был Ф.Рау. В 1909 получил степень агр
еже философии; в 1930 защитил докторские диссертации: основную – Долг (Le devoir, посвящена Рау) и дополнительную – Ложь и характер (Le mensonge et le caractre). Некоторое время преподавал в лицее Людовика Великого, в Высшем педагогическом институте, в 1942 стал профессором моральной философии в Сор
бонне. В 1934 основал, совместно с Луи Лавелем, серию публикаций «Философия духа» («Philosophie de l'esprit»). Член Академии моральных и политических наук (1948), президент Международного института философии (1952). Кавалер Ордена Почетного легиона.
Первоначально интересы Лесенна лежали в области
науки и эпистемологии. Но после Первой мировой войны, утратив веру в способность науки решать проблемы человеческой жизни, он связал свои надежды с развитием философских исследований спиритуалистской ориентации. В этот период наибольшее влияние на Лесенна оказали Гамлен, Бергсон (хотя он отрицал нек
оторые существенные аспекты бергсонизма, в том числе критику интеллектуализма) и Рау, с которым его сближает концепция опыта и желание спиритуализировать рационализм путем объединения интеллекта и интуиции. Следуя Гамлену, Лесенн создал концепцию «конкретного идеализма», которую противопоставил эмпи
ризму и позитивизму. Но Лесенна интересовало главным образом не построение таблицы категорий, а исследование функций сознания в его взаимодействии с реальностью. Среди таких функций он выделял метафизику, которая, не отличаясь коренным образом от науки, постигает более глубокие отношения реальности;
науку, опирающуюся на опыт и практическую деятельность; религию; мораль; искусство.
Важную роль в концепции Лесенна играет противоречие как отношение противоположностей. Плодотворность взаимодействия противоположностей он усматривает в том, что страдание от сознания противоречия побуждает индив
ида разрешать его в синтезе, т.е. в действии. Действие же связано с долгом, который понимается Лесенном как первичный принцип бытия, как условие возможности и науки, и морали. В докторской диссертации Лесенн развил концепцию долга как основания морали, представив долг в качестве первичной идеи, соде
ржащей в себе, как в зародыше, все возможные определения конкретного существа.
В работе Введение в философию (Introduction la philosophie, 1939) Лесенн изложил свою «философию ценностей», где ценность понимается уже не как следствие, а как источник всякого долга. Основные ценности: истина, благ
о, красота и любовь – в разной мере представлены и по-разному сочетаются у разных людей, что связано и с конкретными ситуациями, в которых те оказываются. Высшая ценность – это Бог, т.е. бесконечная любовь, открывающаяся личности в ее духовном, в том числе моральном опыте. Эта концепция изложена так
же в работах Препятствие и ценность (Obstacle et valeur, 1934), Трактат об общей морали (Trait de morale gnrale, 1943).
Лесенн известен и как создатель концепции характерологии, где он предлагает классификацию характеров исходя из таких черт личности, как эмоциональность, способность к активной
деятельности и пр. Такая характерология, по мысли Лесенна, призвана способствовать лучшему взаимопониманию и коммуникации между людьми. Она изложена в работе Трактат о характерологии (Trait de caractrologie, 1949). В издательстве «Presses universitaires de France» Лесенн основал серию «Характеры» («