Популярные личности

Регтайм

альтернативная группа
На фото Регтайм
Категория:
Место рождения:
Нальчик, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

За время своего существования группа записала несколько альбомов, стала лауреатом и дипломантом ряда региональных музыкальных конкурсов и приобрела авторитет среди любителей музыки в родном городе. Однако, серьезного «прорыва» в судьбе коллектива так и не произошло.


Далее - о блюзе и не только - от лица лидера группы Ragtime Арсена Шомахова.

Почему вы стали играть блюз? Почему не хард или что-либо еще? Предпосылок к этому было больше, чем шансов обратиться к блюзу? (если говорить именно о Нальчике)

- Блюз в моей жизни возник еще с дошкольного возраста. Дома звучало, как я теперь понимаю, очень много хорошей музыки. Среди прочего наиболее ярким детским впечатлением был Луи Армстронг. Меня направлял в "нужное русло" мой старший брат, показывая, как играются блюзовые "квадраты" на гитаре и пианино. Он давал мне вести бас, затем мы менялись, и я, как мог, пытался импровизировать. Все это было очень весело. Позднее я часами сидел у пианино, подыгрывая проигрывателю. Интерес к блюзу, вернее интерес к импровизации, возник уже тогда. Потом пришло увлечение гитарой, конечно рок-н-ролл в школьной группе, попытки играть джаз-рок в студенческие времена. Ориентиры были самые разнообразные: от Хендрикса и Jethro Tull до King Crimson и Mahavishnu. Позже открыл для себя SRV и Мадди Уотерса.

О предпосылках

То, что в основном игралось в Нальчике в то время, когда мы осознали себя "группой" (1987), никоим образом не влияло на наше "творчество". Напротив, гитаристы в шипах и "лосинах" (да, да!), вооруженные угловатыми гитарами, были предметом непонимания и нескончаемых насмешек. Так что, никакого обращения к блюзу для меня не было - он всегда был моей любимой музыкой. Просто в какой-то момент мои блюзовые музыкальные пристрастия возобладали над всеми другими, в результате чего репертуар «Ragtime» стал на три четверти состоять из блюзовых стандартов.

"Состояние блюз", как его описать?

- Не знаю. Очень многие считают, что блюз - это печальная, непременно медленная и чрезвычайно скушная в гармоническом отношении музыка. Трудно объяснить ошибочность этого представления тому, кто думает так. Блюз для меня - это во многом самоирония, способность улыбнуться в нелепой ситуации, возможность совладать с самыми сюрреалистическими превратностями жизни.

Как Вам споры - блюз - для черных, могут ли его играть белые? Существует ли все же разница, можно ли дифференцировать музыку, которую играют черные, от музыки белых музыкантов? Ноты-то одни.

- Эти споры оставляют меня безучастным. Блюз - музыка для всех. Однако я уверен, что чернокожие исполнители делают его иначе, и это объясняется их этнической самобытностью. За всем этим - очень долгая история, описанием и исследованием которой занимается множество именитых историков и музыковедов. Я не могу дать профессионального объяснения различиям между исполнительскими особенностями черных и белых музыкантов, однако это очень здорово и подробно описывается в книге Джеймса Линкольна Коллиера "Становление Джаза" (The Making of Jazz). Это сфера серьезных теоретиков музыки.

Я как-то слышала, что блюз - это авторская, автобиографическая музыка. Можно ли выделить блюз в этом плане из других жанров?

- Понятие "авторская музыка" ассоциируется у меня с понятием "авторская песня", т.е. песня, написанная не членом союза композиторов, а физиком-лириком, бардом и т.д. Если серьезно, то я не стал бы использовать это понятие применительно к блюзу. Очень часто исполнители блюза используют песни, сочиненные другими блюзменами. Подобно "evergreens" в джазе, в блюзе существуют стандарты, классика жанра. За счет своей индивидуальной манеры, аранжировки, импровизации исполнители заставляют их звучать совершенно по-иному, и зачастую авторство приписывается им. Блюз может быть автобиографичным, бытовым, философским, каким угодно. Беря начало из так называемых work songs, песен сопровождавших процесс выполнения тяжелой физической работы, и spirituals - традиционной религиозной музыки, блюз, на мой взгляд, выделяется определенной "незатейливостью" тематики и, вместе с тем, невероятной глубиной чувства, колоссальный эффект достигается скупыми выразительными средствами.

Характерно, что исполнители блюза всегда обладали свободой не только в трактовке музыки, но и текста, очень часто во время выступления исполнитель "присочиняет" какие-то подробности, детали события, что мне лично очень нравится.

Можно ли сказать, что границы блюза и джаза соприкасаются? Происходит ли взаимодействие этих жанров в вашей музыке?

- Блюз явился предтечей, джаза, естественно, эти два стиля соприкасаются и взаимопроникают, обогащая друг друга. Элементы джаза присутствуют в некотором роде и в нашей музыке. На мою манеру игры повлияло, влияет и будет влиять множество исполнителей, в том числе джазовых - это естественный процесс. Другое дело - не раствориться в чужих идеях и попытаться создать свой собственный, узнаваемый язык. Насколько мне это удается - не мне судить, я прекрасно осознаю, сколько нужно работать над собой и очень надеюсь, что смогу постепенно сблизиться с джазом, конечно при условии постоянной практики и аудирования.

Назову несколько своих теперешних блюзовых и джазовых "ориентиров" - Бадди Гай, Роберт Крэй, Джо Скофилд, Джон Маклафлин, Скотт Хэндерсон, ряд можно продолжать долго...

Эклектика - это хорошо или плохо? Полезно или во вред? Для музыканта в общем понимании и для блюзмена?

- Могу сказать о себе: чем разнообразнее музыка, которую я пытаюсь играть, тем интереснее для меня задачи, которые она ставит. Я не считаю себя "блюзменом" в чистом виде, вообще пытаюсь избегать подобных определений. Хочется пробовать разную стилистику, впитывать новую эстетику, играть со множеством различных музыкантов. К сожалению, жизнь в культурной провинции не позволяет всего этого, как не позволяет обладать необходимой информацией, посещать концерты, выставки, и т.д. Так что, думаю эклектика - это хорошо, и если исполнитель по-настоящему талантлив, его манера узнаваема и любима в любой избранной им стилистике.

Что дают концерты? Вы больше концертная группа или студийная?

- Концерты дают возможность непосредственно видеть реакцию зрителей, "подпитываться" от них энергией, пробовать новый материал, массу всего...

Относительно второй части вопроса - мы делаем то, что в данный момент достижимо и целесообразно для нашей группы. Записи и концертные выступления происходят большей частью тогда, когда для этого складываются благоприятные обстоятельства: находятся деньги, время, доступная студия и др. Я, наверное, предпочел бы не очень хорошо организованный процесс записи на студии не очень хорошо организованному концерту.

Работа на студии меня очень привлекает, однако мне еще ни разу не удалось записать какой-либо номер в желаемом звучании, и так же живо и непринужденно, как это иногда бывает на концерте или репетиции. Во многом это связано с проблемой технического оснащения местных студий и, конечно же, с проблемой творческой атмосферы, которая жизненно необходима для создания сколько-нибудь стоящей записи.

Концерт - это эмоциональный взрыв? Экзистенциальный прорыв? Это - ...? Что это для вас?

- Все намного проще - концерт для меня это большая ответственность и в связи с этим - большое эмоциональное напряжение. Если он проходит удачно, появляется энергия и желание работать дальше, если нет - впадаю на некоторое время в депрессию или в "спячку".

Устраивает ли Ragtime формат трио?

- В настоящий момент да, но нам нужно очень и очень много работать, чтобы быть интересными в этом формате. Это совсем не просто. Конечно, хотелось бы расширить состав, например, поработать с медной группой, однако вряд ли это возможно в наших условиях. В ближайшем будущем надеюсь, что нам удастся записать очередное демо. Это будет несколько инструментальных номеров, но не в чисто блюзовом виде. Это не значит, что интерес к блюзовым стандартам утрачен, просто хочется поэксперементировать, высветить свои скрытые стороны.

Выступая на фестивале, как вы ощущали себя рядом со столичными группами?

- Без проблем, однако, некоторый «провинциальный синдром» присутствовал. Это неизбежный результат того, что мы очень долго варимся «в своем соку». Еще две вещи добавляли неуверенности: 1. Мы фактически не прошли sound-check 2. У нас не было своего звукоинженера.

Как вы оцениваете опыт, который получили на фестивале? Какие выводы для себя делали?

- Безусловно, положительно. Выводы: заниматься больше, выступать и записываться чаще, и желательно в центре.

Многие хорошие музыканты бросают активные занятия музыкой, если они получают от этого мало денег, редко играют на концертах или теряют уверенность в том, что это кому-то нужно. «Регтайм» в этом смысле всегда находился в неблагоприятных обстоятельствах, однако группа существует очень долго. Что заставляет команду продолжать музыкальные эксперименты? И хватит ли этого завода на будущее?

- У меня не было и нет никакой уверенности в том, что наша музыка кому-то по-настоящему нужна. Раньше был беспочвенный юношеский задор и оптимизм: нужно играть, потому что не играть невозможно. Сейчас - стадия некой психической зависимости от процесса, как скажем от наркотиков или табака. Что будет дальше - затрудняюсь предположить. Многое зависит от осознания своих целей каждым музыкантом коллектива. Лично у меня есть твердая уверенность, что этот род творчества жизненно необходим мне, а значит, я буду продолжать им заниматься, пока не сложатся уж совсем критические обстоятельства. Надеюсь, этого не произойдет. А если и произойдет, то всегда есть надежда на перемены к лучшему…

Все это я говорю без лишних эмоций, потому что прекрасно осознаю, что в таком положении были и будут сотни музыкантов куда более талантливых и оригинальных, чем мы.



Поделиться: