Британский музыкальный коллектив из Лондона, образованный в 1993 году, играющий музыку смешанного стиля на основе джаза, электронной музыки и хип-хопа с элементами раннего психоделического и прогрессивного рока.
Крайне интересный музыкальный коллектив – команда из Лондона Red Snapper – отыграл в понедельник концерт в только что открывшемся московском клубе Milk. Случайных людей там не было – эстетствующие меломаны пришли послушать модную в Европе музыку, столичные тусовщики – взглянуть на площадку, которая, судя по планам, хочет играть значительную роль в концертной жизни столицы. И если группа оказалась действительно уникальной по своим звуковым сочетаниям, то клуб, как раз наоборот, получился скучным.
Любители развешивать музыкальные ярлыки придумали для Red Snapper (в переводе «Красный грубиян») название особого стиля – «псевдоэлектроника», а поскольку коллектив автоматически стал первым представителем этого стиля, его начали называть «пионером псевдоэлектроники». На самом деле команда просто соединила два полюса – классические джазовые инструменты саксофон и контрабас с многочисленными электронными сэмплами, сгенерированными на синтезаторе. Эксперимент был еще и в том, что инструментальные партии и вокал как будто поменялись статусом – для Red Snapper важнее музыка в чистом виде, и вокалисты используются группой лишь в качестве приглашенных в основном в студию для записи альбомов. При этом их подбирают исходя из требований конкретной музыкальной композиции, а после записи отпускают с миром. Это позволяет решить еще одну крайне важную для любой музыкальной группы проблему – вокалист, как правило, после пары концертов ощущает себя звездой мировой величины и начинает диктовать внутри команды свои условия. Тут же все наоборот. Эдакая музыкальная эмансипация. На московском концерте вокальных партий не звучало вообще, однако это не мешало группе найти понимание у публики. Более того, если бы на сцену вышел какой-нибудь рэпер и стал, как, например, в композиции The Sleepless с альбома 11-летней давности Making Bones, «грузить» зал речитативами, впечатление от концерта оказалось бы смазанным.
Команда долгое время была на вторых ролях в мировой музыке. На вторых в том смысле, что воспринималась грандами типа Бьорк, The Prodigy, Massive Attack как хороший разогрев (хотя, конечно, они-то понимали уникальность коллектива, и ни о каком уничижении речи тут не шло). В этом году Red Snapper приняли участие в самом авторитетном оупен-эйре – британском Glastonbury, и с этой же программой появились в России.
На сцене расположились в ряд пятеро музыкантов: двое слева с синтезатором и электрогитарой, по центру колоритный чернокожий саксофонист Том Челленджер в кепке и контрабасист Али Френд в шляпе, он же – «говорящая голова» команды, справа – ударник Ричард Тэйр. Они играли весьма сложные музыкальные комбинации, которые внешне дава
лись очень легко. Тут и электронная музыка, и авангардный джаз, и лаунж, причем все эти очень разные направления то звучали по отдельности, то соединялись вместе, а чаще фрагментарно включали в себя элементы друг друга. Саксофон мог выдать авангардное соло, а синтезатор – спокойный и расслабляющий «фон», но уже через пять минут могло быть все наоборот.
За неимением слов в своих композициях парни выучили несколько фраз по-русски, причем им удавалось их ретранслировать без особого акцента. Особо сложные, но прикольные (например, «Гитарист хочет на тебе жениться») были написаны заранее на бумажке и с выражением зачитаны по слогам где-то в середине концерта. Зал хоть и не был забит до предела, принимал британцев исключительно тепло. Впрочем, они того заслуживали: тот случай, когда концерт современной музыки не стыдно назвать настоящим искусством, при этом искусством довольно-таки модным.
А вот антураж (то бишь сам клуб) скорее разочаровал. Вообще наметилась нездоровая тенденция: периодически открывающиеся столичные концертные площадки дошли в своем минимализме в смысле дизайна помещений до предела. Клуб фактически представляет собой ангар с висящими над головой металлическими перекрытиями. При этом оформляется все это в красивую словесную конфетку: за словосочетаниями «урбанистический fusion» и «уникальный клуб-трансформер» скрывается банальное промышленное помещение, которое побелили и завезли туда оборудование (кстати, несколько лет назад здесь уже проводились концерты в рамках телеэфиров музыкального канала O2-tv). Разве что белую материю прикрепили к потолку, но этого недостаточно, чтобы помещение ассоциировалось с нежным названием Milk. Когда-то было модно открывать галереи и устраивать презентации в заводских цехах. Тогда еще можно было прикрыться тем, что это крайне концептуально. Однако теперь, когда принцип экономии буквально свисает с потолка и кричит о себе, пришла пора уважить зрителя, который способен, конечно, два часа стоять плечом к плечу и курить в затылок соседа, но все-таки тянется к высокой эстетике, как-то по-другому. Тем более что цены в баре (скажем, пиво по 200 рублей, чипсы по 150) предполагают некоторый уют. При этом концертная программа тут ожидается мощная. И если, скажем, помеченные вниманием Мадонны украинско-американские «панк-эмигранты» Gogol Bordello в этом «урбанистическом фьюжне» способны устроить соответствующее духу помещения «ангарное шоу», то эстеты типа «Мумий Тролля» и Максима Леонидова, заявленные на декабрь, вряд ли будут смотреться в такой обстановке органично. Единственное, что порадовало на новой площадке, так это то, что концерт начался всего с 15-минутным опозданием.