Армянский библиограф и политик, также занимавшийся вопросами филологии и истории.
В 1939 году окончил среднюю школу имени Н.К. Крупской (ныне имени Н. Агбаляна) и поступил на факультет армянского языка и литературы Ереванского государственного университета. В 1940 году был призван в Советскую армию, участвовал в Великой Отечественной войне. После демобилизации в 1945 году продолж
ил учебу и окончил Ереванский университет в 1949 году.
С 1947 по 1962 гг. работал в Публичной библиотеке Армении (ныне Национальная библиотека Армении). В 1954 г. заочно окончил Московский библиотечный институт.
В 1962 г. защитил кандидатскую диссертацию о репрессированном в 1937 году армянско
м писателе: «Аксель Бакунц: жизнь и вопросы творчества» и перешёл на работу на кафедру армянского языка в Ереванском государственном университете. В 1973 году защитил докторскую диссертацию «Очерк по истории языка новой армянской литературы», в 1978 г. стал профессором.
С конца 1970-х гг. публико
вал работы по истории Армении, где приводил различные доводы в пользу автохтонности армян на Армянском нагорье и исключительной древности армянского народа. В последний период своей жизни активно участвовал в армянском национальном движении - в особенности, в борьбе за Нагорный Карабах[1]. Депутат В
ерховного Совета Армении (1990—1995 годы). С 1991 года также почётный директор Национальной библиотеки Армении.
Рафаел Ишханян опубликовал 773 работы, главным образом на армянском языке, посвящённые широкому кругу вопросов - книгопечатанию, сохранению и развитию армянского языка, происхождению и
древней истории армянского народа, трагедии Нагорного Карабаха, истории так называемой Третьей республики, а также проблемам науки, религии и образования, общественной жизни. Рафаел Ишханян был одним из авторов Армянской советской энциклопедии. В некоторых областях, например в истории книгопечатания
, он являлся общепризнанным авторитетом, но с другой стороны, некоторые его работы, например по древнейшей истории Армении,подвергались критике как в Армении, так и за ее пределами.
Рафаел Ишханян в своих исторических работах настаивал на исключительной древности армянского народа, утверждая, что
армяне жили на Армянском нагорье с IV тысячелетия до н. э., образовав самостоятельную этническую общность сразу после распада праиндоевропейского языка, рассуждая далее о прямых контактах армян с шумерами и семитами и относя шумеров к «арменоидам»[2][3]. Для доказательства своих концепций Ишханян п
ользовался принятым в советской литературе подходом, заключавшимся в том, что критерием этнической принадлежности является исключительно язык, и вопрос о происхождении народа приравнивал к происхождению языка. Ишханян утверждал, что «Историю армян или армянского народа нужно начинать со времени появ
ления армянского языка, ибо армяне (или армянский народ) и в древности, и в средние века, и в настоящем — это носители армянского языка»[4][5].
Такие утверждения Ишханяна делали армян единственным в мире народом, сумевшим сохранить без существенных изменений свой язык на протяжении нескольких тыс
ячелетий, а также объявляли пришлыми народами всё неармянское население Восточной Турции, включая курдов. Закономерно, что это направление работ Ишханяна встретило жесткую критику среди историков и лингвистов как в Армении, так и за ее пределами. Работы Ишханяна в этом направлении критиковались за о
тсутствие должной доказательной базы, за лингвистический и исторический дилетантизм, а также за явную политическую подоплёку[1][6][7][8].
В связи с критикой коллег Рафаел Ишханян так и не смог опубликовать свои труды в этом направлении в научной литературе ни в Армении, ни за ее пределами, поэтом
у неоднократно выступал с серией популярных статей и заметок, адресованных аудитории, недостаточно знакомой с исторической наукой[4][9][10][11].
Тем не менее, благодаря, в частности, усилиям Ишханяна, концепции армянской принадлежности урартов продолжают развиваться в Армении и в армянской диаспо