"В работах этого художника, познавшего секреты новейших достижений живописи, нет стремления быть модным, современным. Его восприятие и без того отличается редкостной свежестью и современностью. Он уверен, что все истинное и подлинное порождено простыми и естественными движениями души." /А.Акопян/
Рафаэл Атоян принадлежит к яркому и непокорному поколению, пришедшему в шестидесятых годах на смену великим “старикам” - Мартиросу Сарьяну, Ерванду Кочару, Бажбеук-Меликяну. Хотя, может и покажется странным, что мы причислили Атояна к этому поколению: ведь на первый взгляд “послесарьяновский” период отличается контрастами, драматизмом, темпераментной динамикой, а у Атояна ничего этого нет. Его полотна – тихая и тонкая созерцательность, приглушенными красками выписанные тихие городские уголки, задумчивые натюрморты, безмятежные сельские мотивы. Но как бы то ни было…
Родился Рафаэл Атоян в 1931г. в Ленинакане. Учился в Ленинаканской художественной школе им.С. Меркурова (1944-1946), в Ереванском художественном училище им.Терлемезяна (1948-1953), на факультете живописи Ереванского художественно - театрального института у О.Зардаряна и Э.Исабекяна (1954-1959).
Он входил в искусство неторопливо, без шума, но очень основательно. Минуло несколько лет после его дебюта, и вдруг стало ясно, что без его картин современную армянскую живопись представить уже невозможно.
В 1960 году Рафаэл Атоян становится членом Союза художников СССР, с 1960г. по 1988г. участвует в республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. В 1970г. была организована его персональная выставка в Югославии, в 1984г. - персональная выставка выставка в Вене и в Зальцбурге, в 1986г. - персональная выставка акварельных работ в Авиньоне, в 1987г. - в Маниле. В 1988г. прошла персональная выставка Рафаэла Атояна в Эчмиадзине.
В 1982г. он удостоился звания заслуженного художника АрмССР.
“Уходит мое поколение. И я хочу показать,что было прочувствовано и пережито моими сверстниками и земляками. Хочу, чтобы и от них не ускользнуло то, что я люблю. Хочу их остановить, сказать: как это вы не видите моего дерева, оно ведь и ваше, оно стоит у вас на пути или под окном и зимой, и летом, и в будни, и в праздники, когда вы печальны или веселы.”
“В работах этого художника, познавшего секреты новейших достижений живописи, нет стремления быть модным, современным. Его восприятие и без того отличается редкостной свежестью и современностью. Он уверен, что все истинное и подлинное порождено простыми и естественными движениями души. Воспетая им “малая родина” (Ленинакан), на первый взгляд - тесный и провинциальный мирок, перерастает под его кистью в понятие Родина и живет насыщенной и полнокровной жизнью всего нашего неохватного, тревожного и прекрасного мира.” - писал о творчестве художника народный художник Армении Акоп Акопян.