Фриман – профессор делового администрирования в бизнес-школе Дарден в Университете Вирджинии (Darden School, University of Virginia). Он особенно известен своими работами по теории стейкхолдеров (теории заинтересованных сторон). На рождение и развитие концепции 'корпоративной социальной ответственности', помимо прочего, особое влияние оказала книга Фримана 'Strategic Management: a Stakeholder Approach' 1984-го.
Р. Эдвард Фриман родился в Колумбусе, штат Джорджия (Columbus, Georgia), 18 декабря 1951-го. Он получил степень бакалавра по математике и философии в Университете Дьюка (Duke University) в 1973-м и степень доктора философии в Вашингтонском университете (Washington University) в 1978-м.
Фриман преподавал в Миннесотском университете (University of Minnesota) и Уортонской школе бизнеса (Wharton School). В настоящее время он является профессором делового администрирования в бизнес-школе Дарден и служит директором Олссонского центра прикладной этики (Olsson Center for Applied Ethics). В 1994-м Фриман занимал должность президента Общества по деловой этике (Society for Business Eth
ics). Он является одним из исполнительных редакторов журнала 'Philosophy of Management' и редактором издательства Оксфордского университета (Oxford University Press).
Фриман особенно известен своими работами по теории заинтересованных сторон. Первые их них были опубликованы в его книге 'Strategic Management: a Stakeholder Approach' 1984-го. Он также стал автором и соавтором многих книг по корпоративной стратегии и бизнес-этике. Фриман был удостоен чести стать соредактором признанных бизнес-учебников, таких, как 'The Portable MBA' и 'Blackwell's Handbook of Strategic Management'. Его последняя книга, 'Managing for Stakeholders', была опубликована 17 октября 2007-го.
По слов
м Билли Ройса (Bill Royce), первое упоминание термина 'заинтересованность сторон' в деловом смысле появилось в одном из докладов в апреле 1963-го. При его подготовке Роберт Стюарт (Robert Stewart), Найт Аллен (Knight Allen) и Марион Дошер (Marion Doscher) вели дискуссию на тему того, кто должен иметь право регулировать корпоративные цели. Дошер использовала старый шотландский термин 'стейкхолдер', означающий того, кто имеет законное основание претендовать на что-либо ценное.
В традиционном взгляде на обустройство фирмы держатели акций и стокхолдеры являются владельцами компании, и фирма не может игнорировать фидуциарные обязанности. Тем не менее теория стейкхолдеров утверждае
т, что существуют и другие 'заинтересованные стороны', в том числе государственные органы, политические группы, торговые ассоциации, профсоюзы, общины, финансисты, сотрудники и клиенты. Иногда 'заинтересованными сторонами' могут быть даже конкуренты, поэтому стейкхолдеров можно рассматривать как единое противоречивое целое, а сама идея термина 'заинтересованная сторона' остается весьма спорной. В настоящее время в научной литературе существуют сотни определений.
Другой термин, 'корпоративная социальная ответственность' (КСО), пришел в обиход в конце 1960-х и начале 1970-х, после того как многие транснациональные корпорации сформулировали для себя термин 'заинтересованная стор
на'. Начало КСО было положено деловой этикой. Помимо этого, особе влияние оказала книга Фримана 'Strategic Management: a Stakeholder Approach' 1984-го. Сторонники КСО утверждают, что практикующие ее корпорации получают более долгосрочную прибыль, тогда как критики считают, что 'КСО уводит в сторону от фундаментальной экономической роли бизнеса'.
В 2001-м Эдвард получил награду 'Pioneer Award' за жизненные достижения от Института по исследованию мировых ресурсов (World Resources Institute) и Института Аспена (Aspen Institute). В 2005-м Госсовет по высшему образованию Вирджинии (VSCHE) вручил Фриману награду 'Outstanding Faculty Award' за успехи в преподавательской деятельности