Архиепископ Херсонский и Николаевский. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000.
Родился в семье священника. Окончил Томскую духовную семинарию (1897), Казанскую духовную академию (1901) со степенью кандидата богословия. 21 августа 1901 пострижен в монашество, 23 августа 1901 рукоположен во иеромонаха.
С 19 июля 1901 — учитель русского и церковнославянского языков Томского ду
ховного училища. С 7 сентября 1901 — заведующий Томской церковно-учительской школой.
С 29 мая 1906 — преподаватель Св. Писания в Иркутской духовной семинарии (при ректоре, архимандрите Евгении (Зернове)). С 1908 - соборный иеромонах, цензор «Иркутских епархиальных ведомостей». Получил известность
как талантливый проповедник, организатор благотворительного отдела при Братстве святителя Иннокентия.
С 30 августа 1909 — помощник начальника училища пастырства в Житомире в сане архимандрита. По воспоминаниям современников, «образ отца Прокопия, его блестящий огнем праведности взгляд, с милой и
всепрощающей улыбкой на добром открытом русском лице, навсегда запечатлелся в душах знавших его» В 1910—1914, одновременно, цензор «Волынских епархиальных ведомостей».
С 30 августа 1914 — епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии. Участвовал в Поместном соборе 1917—1918. С 1917 — наме
стник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Петрограде (до 1918). В январе 1918 был арестован при попытке захвата лавры красноармейцами за отказ выдать ключи от кладовых, освобождён по требованию верующих.
С 1919 — епископ Николаевский, викарий Одесской епархии. С 1921 — епископ Одесский и Хе
рсонский. 16 февраля 1923 был арестован и заключен в Херсонскую тюрьму, 26 августа того же года был переведен в Одесскую тюрьму. Осуждён к расстрелу «за противодействие изъятию церковных ценностей и за тесные сношения с добровольческим командованием при генерале Деникине» (реальной причиной осуждени
я было противодействие обновленческому движению — характерно, что священнослужители-обновленцы, сотрудничавшие с деникинцами, не были привлечены к суду). Расстрельный приговор был заменён высылкой с территории Украины.
Освобождён в январе 1925, выехал в Москву. Был членом Св. Синода при Патриархе
Тихоне. На похоронах Патриарха Тихона служил панихиду. С июня 1925 — архиепископ Херсонский и Николаевский (не имея возможности вернуться на Украину, жил в Москве).
Арестован в ноябре 1925 как сторонник Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Обвинён в принадлежности к контрр
еволюционной группе духовенства и мирян. 26 мая 1926 Особым совещанием при коллегии ОГПУ приговорён к трём годам заключения, которое с 1926 по 3 декабря 1928 отбывал в Соловецком лагере особого назначения. Участвовал, вместе с владыкой Евгением (Зерновым) и другими архиереями в подготовке «Соловецко
го послания» советского правительства, в котором говорилось о необходимости невмешательства государства и церкви в дела друг друга. Некоторое время был старшим епископом на Соловках. В 1928 Заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) уволен на покой (то есть освобож
дён от управления епархией).
В 1928 выслан в Сибирь, вначале отбывал ссылку в Тюменском округе, затем — в Тобольске (полтора месяца находился в изоляторе), позднее направлен в Обдорск, а оттуда — в село Мужи. В 1929—1931 жил в селе Киеват. Выступил против Декларации митрополита Сергия (Страгородс
кого), предусматривавшей далеко идущие уступки советской власти, но общения с ним не прервал.
30 июля 1931 арестован в ссылке и обвинён в антисоветской агитации. Хозяин его квартиры, в частности, показал, что архиепископ говорил ему: «Возьмите сейчас коммуны, колхозы. Почему они бывают неудачные?
Да потому, что туда попадают лодыри, тунеядцы и всякий сброд. А возьмите монастыри, в них много общего с коммунами… Можно строить колхозы, но не притеснять религию, а в результате такого враждебного отношения к религии и рождаются их колхозы-коммуны. Если бы веру оставили в покое и власть не обраща
ла бы внимания на нее, было бы лучше. Когда народ стал бы культурнее, грамотнее, он сам бы определил, нужна ему вера или нет; и сам бы по себе культурный народ у религии стал бы относится по-иному, и новым начинаниям она нисколько не помешала». 14 декабря 1931 Особое совещание при Коллегии ОГПУ приг
оворило его к трём годам ссылки в Казахстан.
В апреле 1934, после освобождения, уехал к матери в Томск, надеясь здесь вылечиться от малярии, которой тяжело заболел, находясь в ссылке. Однако улучшения самочувствия не наступало. В сентябре 1934 по приглашению знакомого священника Ивана (Иоанна) Скад
овского приехал к нему в город Камышин Сталинградской области, где тот отбывал ссылку.
2 октября 1934 архиепископ Прокопий был арестован по подозрению в монархической и антисоветской деятельности. Виновным себя не признал. На допросе заявил, что симпатизирует монархии, однако не является сторонни
ком её насильственного восстановления и считает, что «идея неограниченной монархии в настоящее время отжила свое время, и наиболее желательным в существующих условиях для меня представляется строй, обеспечивающий полное отделение Церкви от государства и гарантирующий Церкви полную свободу и невмешат
ельство государства во внутреннюю жизнь Церкви».
17 марта 1935 Особое совещание при НКВД СССР приговорило архиепископа Прокопия и священника Ивана Скадовского к пяти годам ссылки в Каракалпакию в город Турткуль, куда они прибыли 7 мая того же года. В доме, где они жили, была устроена небольшая це
рковь, куда приходили исповедаться и причаститься и православные местные жители.
24 августа 1937 архиепископ Прокопий и священник Иван Скадовский были арестованы контрреволюционной монархической агитации и организации нелегальной молельни. Виновными себя не признали. 28 октября тройка НКВД пригов
орила их к расстрелу, затем они были расстреляны.
Священномученики Прокопий и Иоанн прославлены в 1996 Священным Синодом Украинской православной церкви. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 для
общецерковного почитания.
24 августа 1937 архиепископ Прокопий и священник Иван Скадовский были арестованы контрреволюционной монархической агитации и организации нелегальной молельни. Виновными себя не признали. 28 октября тройка НКВД приговорила их к расстрелу, затем они были расстреляны.