Царь Египта из рода Птолемеидов, правивший в 221—205 гг. до Р.Х. Сын Итолемея III.
Немедленно после смерти отца Птолемей погубил мать и своего брата Магаса. Потом, как будто успешно совершив некий подвиг, он предался всевозможным излишествам, причем весь его двор стал подражать нравам царя. Даже войско пребывало в праздности, оставив занятия военным делом (Юстин: 30; 1).
Все время царствования Птолемей проводил в веселье, непристойной любви и неумеренных и непрерывных попойках. Беспечный и труднодоступный для придворных и прочих чинов Египта, он был небрежен и равнодушен по отношению к людям, ведавшим внеегипетскими делами. Между тем предшественники его обращали на них не только не меньшее, но скорее большее внимание, нежели на управление Египтом. Потому они и угрожали царям Сирии с суши и моря, ибо владели Койлесирией и Кипром. Они зорко следили за владыками Азии, а равно за островами, ибо господствовали над важнейшими городами, областями и гаванями на всем морском побережье от Памфилии до Геллеспонта и до области Лисимахии. Они же наблюдали за делами Фракии и Македонии, так как во власти их были города Эн, Маронея и другие, лежащие еще дальше. Таким образом, предшественники Птолемея далеко простирали свои руки и издалека ограждали себя этими владениями, поэтому им нечего было бояться за власть над Египтом. Отсюда понятно, почему они обращали больше внимания на внешние владения. Как и следовало ожидать, очень скоро нашлись люди, которые стали злоумышлять на жизнь и власть нынешнего царя (Полибий: 5; 34).
В 219 г. до Р.Х. царь Азии Антиох III захватил у Птолемея много городов в Койлесирии. Испуганный Птолемей посылал к Антиоху посольство за посольством, чтобы несколько задержать его и тем временем собраться с силами. Затем, набрав в Греции большое войско, Птолемей дал удачное сражение при Рафии (217 г. до Р.Х.). Он мог бы после этого отнять у Антиоха его царство, если бы его доблесть пришла на помощь его счастью. Но Птолемей, удовлетворившись возвращением городов Койлесирии, заключил мир и с радостью ухватился за возможность вернуться к мирной жизни. Утопая в наслаждениях и роскоши, он убил свою жену Эвридику, приходившуюся ему сестрой, и пленился прелестями гетеры Агафоклеи. Забыв совершенно о величии своего сана и высокого положения, он проводил ночи в разврате, а дни в пирах. Развлечения сопровождались сладострастной музыкой, причем царь был не только зрителем, но и устроителем этих безобразий и сам играл усладительные мелодии. Сперва это были тайные язвы и скрытые беды разлагавшегося царского двора. Но с течением времени распущенность все росла, и дерзость гетеры уже не могла оставаться в пределах дворцовых стен. Ежедневные развратные сношения царя с братом ее Агафоклом, распутным и угодливым красавцем, сделали ее еще более наглой. К Агафоклее и Агафоклу присоединилась их мать Энанфа, забравшая в свои руки царя, совершенно обольщенного прелестями обоих детей. Не довольствуясь властью над царем, эта семейка захватила власть и над государством: они стали показываться в общественных местах, их приветствовала и сопровождала свита. Агафокл, постоянно находившийся при царе, правил государством, а обе женщины распоряжались раздачей должностей. И не было человека во всем царстве, который обладал бы меньшей властью, чем сам царь. Наконец Птолемей умер, оставив после себя пятилетнего сына от своей сестры Эвридики. Смерть царя долго скрывали, а тем временем женщины расхищали царскую казну и, сойдясь с подонками общества, пытались захватить власть. Когда же весть о смерти царя разнеслась по Александрии, Агафокл был убит сбежавшейся толпой (202 г. до Р.Х.), а женщины в отместку за Эвридику были распяты (Юстин: 30; 1—2).