Сейчас кажется забавным, что скандальные PROTOZOA , хорошо знакомые петербургской клубной молодёжи по патологичным трэш-садомазо-шоу, были когда-то обычным ансамблем школьной самодеятельности.
Как и все подобного рода школьные ансамбли, будущие участники «простейших» ( так переводится с латыни PROTOZOA) Андрей Агеев-Алёшин (гитара, клавишные), Александр Картинин (бас-гитара) и Александр Михайлов (гитара) занимались исполнением эстрадной музыки 60-70х. Однако со временем, в тайне от старорежимного худрука-трудовика, на репетициях стали слышны фрагменты METALLICA и SODOM , откровенно выпадающие из репертуара. Потом появились первые эксперименты со своими музыкальными идеями. Вскоре творческий процесс так затянул коллектив, что песенки Джо Дассена, Стиви Вандера и музыка к «Спортлото» были самым наглым образом заброшены. Это не осталось незамеченным - на репетиции стали ходить слушатели, в общем, возникала тусовка, и дело «запалили», а ансамбль с позором и нравоучениями ликвидировали.
Но было уже поздно…
Оказавшись на улице, лишившись помещения и аппаратуры, без пяти минут студенты уже обладали гораздо более важным - целью и стремлением к её достижению. Стоять на месте не представлялось возможным. К тому же, в Колпино существовало место, куда они могли податься.
Здесь стоит отвлечься и упомянуть об интереснейшей, но малоизвестной музыкальной формации, называемой «колпинский андерграунд».
В Колпино расположен Ижорский завод- гигант, насчитывающий под сотню огромных цехов. После перестройки завод лихорадило, и множество помещений опустело. Многочисленные колпинские группы начали стремительно заселять бесполезное пространство. Один цех в результате почти целиком состоял из точек - именно это здание звалось андерграунд.
SHU : « Представьте себе коридоры непрошибаемого бетонного здания, где почти за каждой дверью репетирует какая-нибудь группа. Стены-в граффити, от растаманских до сатанинских, и ты находишься внутри плотной звуковой каши - от поп-рока до грайнд-кора. Ощущение незабываемое, но лично я там долго находиться не мог - слишком много людей, слишком много общения для творчества. Не забыться, всегда чувствуешь себя как в набитом вагоне метро, пусть и весёлом. Я считаю, что нам повезло с точкой, удалённой от этого творческого эпицентра, здесь мы не смогли бы спокойно делать своё дело. Если бы к нам постоянно заходили критики и советчики каждые полчаса, могли бы возникнуть неразрешимые по-хорошему разногласия».
Помещение, которое группе посчастливилось занять, было действительно весьма удалённым от Андерграунда, хотя и находилось на территории завода.
В это время был найден барабанщик - им стал Рудиков Виталий, а также в учебнике зоологии обнаружено слово, показавшееся группе близким к их творчеству. Так появились PROTOZOA.
Почувствовав себя в своей тарелке, музыканты с энтузиазмом взялись за дело. А задачи были поставлены весьма значительные: «объять необъятное» - таков был девиз Агеева-Алёшина, основного генератора идей в то время. Группу тогда интересовала исключительно тяжёлая музыка: ТО БЫЛ ТРЭШ МЕТАЛ!!!
Песни по 7-8, а, бывало, и по 12 минут, щедро начинённые риффами – вот как парни соскучились по настоящей работе!
Весь цвет Андерграунда ежегодно выходил «на поверхность» - Колпинский рок- фестиваль. И вот, в 1996 году PROTOZOA были приглашены на его сцену. У группы к тому времени была готова неординарная программа из трёх песен, одну из которых, «Тень Среди Теней» музыканты записали для фестивального сборника, изданного на МС. 13 сентября 1996 года PROTOZOA дебютировали на сцене 4-го колпинского рок-фестиваля. Аудитория и пресса отметили простейших как «арт-метал» и как «подающих большие надежды».
SHU : «Конечно, мы волновались, ведь нам надо было исполнить три 10-минутные песни с огромным количеством риффов, смен темпа и тональностей, с текстами о смерти и прочей жути, да и подать это как следует, чтобы среди дурацкого питерского гранджа на нас обратили внимание. И всё это разом и впервые в жизни!»
Затем начались частые выступления в разных клубах СПб, где приветствовалась подобная музыка- ГОРА, TEN , JAM и.т.д., во всевозможных «мутных» фестивалях, где молодые группы продавали билеты, чтобы отбить деньги за вступительный взнос, который платили за участие в безвкусном капустнике.
В 1997 году PROTOZOA снова попробовали себя в студии - на этот раз это была студия в клубе «Арт - Клиника», а записана была песня «Не Заморочен»- очередной эксперимент в области смешения стилей. Здесь подопытными кроликами послужили хардкор и джаз-рок. Трек вошел в сборник, название и номер которого музыканты благополучно забыли.
К этому времени была готова уже довольно объёмная новая программа, более конкретная, состоящая из композиций заметно покороче. Но была и проблема - Агеев-Алёшин не мог потянуть одновременно вокал и игру на гитаре. Начался поиск вокалиста, растянувшийся почти на год, за который было прослушано более 20-ти претендентов. В конце концов, на пороге появился Игорь Мамонов.
SHU : «После многих часов прослушиваний людей со всех концов страны, с разными прибабахами и способностями, в возрасте от 16 до 35 лет, Мы (а нам было по 21-22), решили людей старше 25 (особенно женатиков) даже не слушать. Прослушать Мамона всех уговорил интуитивный Саша Михайлов. Так мы и встретили на колпинском вокзале кренделя в пальто с тремя рукавами, прибывшего к нам из города с жутким названием Дно. Послушали друг друга и поняли - всё, можно по этому поводу расслабиться!»
IGO : «Я пришёл по объявлению на стене дома 10 на Пушкинской улице. Группу, как и всё, что происходило тогда в СПб, до этого не знал. На первой же репетиции я понял, что цели у парней серьезные, а сами они не раздолбаи и не наркоты. Вот, и по сей день вместе».
Необычный вокал Игоря удачно вписался в саунд PROTOZOA, группа начала звучать по-иному, но… Осенью 1997 года Агеева-Алёшина забирают в Армию на целых 2 года.
ANDR : «Да, событие, конечно, что надо! Всё неплохо складывалось, предстояло много работы с Игорем над готовыми песнями и над новыми песнями и тут как гром среди ясного неба - отбытие в Армаду! Моё состояние было неописуемым, я хотел провалиться в преисподнюю. Но чему быть, того не миновать. Я оставил ребятам запись своих партий в виде этакой видеошколы и отбыл в неизвестность, прихватив с собой гитару и комбик. Чёрт возьми, я оказался законопослушным гражданином…».
Отсутствие одного из гитаристов заметно облегчило саунд, отразилось это и на стилистике группы в этот период. Покачавшись на волне модной тогда альтернативной музыки, взяв от неё то, что им показалось интересным и, соединив это со своим тяжелометаллическим музыкальным багажом, PROTOZOA зазвучали по-новому. Пресса «помогла» им определиться со стилем: фанк-метал.
PROTOZOA всё ярче выступали на площадках Питера и Северо-запада. Их тогдашние шоу напоминали эпатаж ранних RHCP , да и в музыке появилась заметная прифанкованность. Начался поиск Облика и Атрибутов. Концерты порой походили на маскарад или цирк, что, конечно, выгодно выделяло группу на фоне других.
Зимой 98-го Агеев-Алёшин прибыл в отпуск, и срочно была организована запись первого альбома группы. Работали на студии НЕВА, записали 5 песен и символично окрестили продукт «Дефлорация».
SHU : «Этот мини - альбомчик вышел тиражом всего в сотню кассет, незаметно мелькнув на прилавках магазинов. Это дебют, всеми нами любимый первенец. Его тепло приняли критики, правда, придумывали параллели- FAITH NO MORE , SOUNDGARDEN : ведь тогда все только это и играли, вот и критики уже как роботы функционировали. Нам было приятнее услышать: « Да это же русский LED ZEPPELIN !» Шумный, ритмически непростой материал. Мы тогда говорили, что играем «конвульсивный рок».
К 1999 году группу стали узнавать, приглашать и всячески отмечать. Одним словом, к приходу Агеева-Алёшина домой PROTOZOA работали на всю катушку. Накопилось много нового материала. В полном составе группа вновь утяжелилась.
В начале 2000 года на студии «СИГНАЛ» PROTOZOA записывают следующий, на этот раз полноценный альбом «Компромат», где подчеркнуто выразили свою эклектичность и полусумасшедший образ жизни. К сотрудничеству в работе над альбомом были привлечены и другие музыканты - Прокоп, Таня и Настя из группы ACKEE WARRIORS (теперь Прокоп играет в КАРТЕЛЬ, а Таня занята своим urban reggae проектом ACKEE MA - MA ), и Даня Гагарин (ныне «ДВА КАПИТАНА»).
2004 «Компромат / Дифлорация» (переиздание)