Очередная парочка непростых и не очень молодых старьевщиков, изобретающих стильный музыкальный велосипед: хип-хоп, фанк, да джеймсбондовские темки, - вот и весь биг-бит.
Эд Саймонс из The Chemical Brothers однажды высказался так: "Сегодняшняя прогрессивная музыка есть чистейшей воды грабеж". Нет никаких оснований не доверять человеку столь преуспевшему в музыкальном передергивании. (Ведь даже первоначальное название его с Томом Роуландсом дуэта было краденым - у американского продюсерского тандема The Dust Brothers). Лозунги, ставшие привычными: шестидесятые (семидесятые, восьмидесятые) возвращаются.
Итак, Propellerheads - электронщики, конструирующие новомодный звук из компонентов, которые никогда, кажется, и не выходили из моды. Начать с того, что их удачное "компьютерное" название тоже, в общем, не так уж оригинально - был в восьмидесятые годы ансамбль The Talking Propellerheads, о творчестве которого, правда, лучше и не вспоминать.
Propellerheads - это электронный дуэт англичан Алекса Джиффорда и Уилла Уайта. Тридцатидвухлетний Джиффорд начинал как сессионный музыкант: играл на клавишах у Вана Моррисона и на саксофоне - у Stranglers. Впоследствии работал звукоинженером у техно-активистов The Grid. Затем переместился в студию Питера Гэбриела Real World Studios, где увлеченно записывал и продюсировал различные этнические проекты. Исчерпав себя в качестве всеобщего аудиопопутчика, в 1994 году Алекс решился открыть собственное дело. В 1996 году Джиффорд - Propellerheads дебютировал ЕР под названием Dive! Диск был выпущен небезызвестным лейблом Wall Of Sound, имеющем в своем потенциале такие примечательные электронные команды, как The Wiseguys, Dirty Beatniks, Les Rhythmes Digitales, Mekon (последняя - проект Джона Гослинга из Psychic TV).
Экстравагантный и вольный бит Dive! так впечатлил фирму Adidas, что она использовала фрагмент композиции в своем рекламном ролике. (В тот же день для подобных целей была рекрутирована песенка Run-DMC). Propellerheads в лице Джиффорда, естественно, были польщены не столько вниманием со стороны Adidas, сколько соседством несносных рэпперов.
Приверженцу живых выступлений, Алексу, разумеется, нечего было ловить без хорошего фанкового барабанщика. Им и стал Уилл Уайт, который до счастливого момента соединения с Джиффордом с равным успехом ди-джействовал в клубах и играл в готовящейся к распаду джаз-фанк-группе Junkwaffle. Следующий танцевальный демарш дуэта назывался Take California. New Musical Express и журнал Mixmag пропечатали его как сингл недели. Между делом Propellerheads прилежно изготавливали ремиксы для Luscious Jackson, Soul Coughing и 808 State.
На сегодняшний день в музыкальной жизни Propellerheads случились два момента истины, и оба так или иначе связаны с агентом 007. Первая пижонская выходка участие в проекте композитора и продюсера Дэвида Арнольда под названием Shaken & Stirred. Они весьма подсуропили Арнольду, "приделав" классическую тему Джона Барри On Her Majesty`s Secret Service - выше всяких похвал. Благодаря их легкой брейкбитовой подкладке, героическая оркестровая сага приобрела необходимую тревожную чувственность. Вещь получилась отменная, едва ли не лучшая на всем сборнике.
Номер два - песня History Repeating, написанная специально для Ширли Бейси, известной исполнительницы песен из фильмов все о том же Бонде. Пик ее славы пришелся на фильм 1964 года Goldfinger. Сейчас ей 61. Это не первый ее эксперимент такого рода: в 1987 году она записалась с Yello. Нынешний опыт с Propellerheads удивительно органичен - словно они всю жизнь ритмизовали ее шпионские госпелы. В 1997 году концерн Dreamworks Спилберга-Геффена-Каценберга подписывает с Propellerheads контракт и выпускает их полноценный дебютный альбом под названием Decksandrumsandrockandroll. Его уже называют лучшим дэнс-альбомом 98 года и неизбежно сравнивают с недавним биг-битовым свершением - пластинкой Dig Your Own Hole. Пожалуй, Decksandrumsandrockandroll будет понежнее и поизысканнее. В конце концов, там, где The Chemical Brothers довольствуются Галлахером, фантазии Propellerheads хватает как минимум на Ширли Бейси.
Что с музыкой? Шпионский шик, сэмплерные вариации на тему флейты и пианино, коктейльный джаз, брейкбитовые шлаки, фанк, хаус - словом, все, что полагается в таких случаях. Сами Propellerheads полагают, что пишут танцевальную музыку для вечеринок. И еще - возводят мост между танцевальной музыкой и хип-хопом. "Мы всегда начинаем с визуального образа, - говорит Джиффорд. - Инструментальная музыка вообще отличается некоторой бесхребетностью, поэтому не худо задавать ей определенное направление. Записывая нашу музыку, мы строго следуем тому видеоряду, что прокручивается у нас в голове". И добавляет: "Знаете, мы просто делаем саундтреки к несуществующим фильмам". Саундтрек к несуществующему фильму - характеристика, подходящая сегодня едва ли не каждой второй электронной пластинке (разумеется, из претендующих на нечто).
Ну а любимые композиторы Джиффорда это, разумеется, Лало Шифрин, Джон Барри, Генри Манчини и Мишель Легран.
Decksandrumsandrockandroll - как поет сама Ширли Бейси: "Я уже видела это и я увижу это снова". От винта, тут конец перспективы. История повторяется. Пока они хороши, потому как новы, энергичны и глумливы. Хороший музыкальный вкус, хорошее чувство юмора, хорошее название, наконец, у Propellerheads есть все, чтобы очаровать любого слушателя. Правда, на мой вкус, они слишком аккуратны, слишком коллекционеры. (Не зря Алекс кличет свой Decksandrumsandrockandroll коллекцией мелодий).
Одно из главных достоинств дуэта - одержимость живыми выступлениями. Концерт Propellerheads представляет собой судорожные и весьма впечатляющие метания отцов-основателей от вертушек к "хаммонду", от барабанов к бас-гитаре. Так, очевидно, губится инерция используемых стилей и звуков, высвобождается неведомая энергия и как написал один поэт - "на север, на север, на север неистово рвется пропеллер!"