Феофил стал составителем латинского текста, содержащего подробные описания различных средневековых искусств. Эта компиляция широко известка как 'Список различных искусств'.
Феофил – монах-бенедиктинец, живший в начале 12-го века. Период его особой продуктивности выпал примерно на 1070-1125 гг. Феофил стал составителем латинского текста, содержащего подробные описания различных средневековых искусств. Эта компиляция широко известка как 'Список различных искусств' (лат. 'Schedula diversarum artium'; редко 'De diversis artibus). Скорее всего, первый вариант работы появился между 1100-м и 1120-м гг.
Самые старые экземпляры рукописи 'Списка различных искусств' были обнаружены в Вене (Vienna), в Австрийской государственной библиотеке, и в Вольфенбюттеле (Wolfenbüttel), в Библиотеке герцога Августа. Немецкий поэт Готхольд Эфраим Лессинг (Gotthold Ephraim Lessing), который некогда работал библиотекарем в Вольфенбюттеле, открыл для себя ценность рукописи и опубликовал из нее выдержки в 1774-м. Отрывки из компиляции вызвали новую волну интереса, особенно те места, где фактически опровергался миф Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) о том, что разработчиком техники масляной живописи был Ян ван Эйк (Jan van Eyck) в 15-м веке.
'Список различных искусств' Феофила позволил получить подробное представление о методах, используемых в прикладном искусстве в средневековье. Сама работа поделена на три книги. Первый том охватывает процесс изготовления и использования живописи, в особенности для росписи стен и украшения всевозможных текстов, а также подробно рассказывает о различных техниках живописи, красках и чернилах.
Вторая книга повествует о витражах и технике росписи стекла, в то время как последняя, по большей части, сосредоточена на производстве ювелирных изделий и металлообработке. Кроме того, в третий том включено начальное руководство по строительству такого крупногабаритного музыкального инструмента, как орган. Феофил, вероятно, один из самых первых, кто упоминает о масляной краске.
'Список различных искусств' был переведен на английский, французский, польский, португальский, испанский, венгерский, немецкий, итальянский, японский, болгарский и русский. В основном, переводы были завершены в 19-20 веках.
По предположениям, включая умозаключение немецкого историка Экхарта Фрайзе (Eckhard Freise), за псевдонимом Феофил скрывался монах-ремесленник Рогер из Хельмарсхаузена (Helmarshausen). Рогер, вероятно, прибыл из аббатства из коммуны Ставло (Stavelot) в районе реки Маас (Meuse River). Этот средневековый художник творил в церкви Св. Пантелеймона в Кельне (Cologne) в 1100-1107 гг., а затем перебрался в аббатство в Хельмарсхаузене. Заключение, что Феофил и Рогер – это одно и то же лицо, делалось независимо друг от друга различными исследователями. Однако существуют и другие предположения, и прийти к одному мнению пока не удалось.
Феофила как автора 'Списка различных искусств' было принято считать простым теоретиком. Но к настоящему времени такого мнения придерживаются единицы. В первой книге, по живописи, информация изложена не достаточно хорошо, однако вполне правдоподобно. Во второй книге, о витражах, дела уже идут в гору, в то время как в третьей книге явно прослеживается рука реально практикующего специалиста по металлам.