'Portsmouth Sinfonia' - оркестр, основанный в Англии (England) группой студентов Портсмутской школы искусств (Portsmouth School of Art) в 1970 году.
Для того, чтобы играть в оркестре, нужно было соответствовать весьма необычным требованиям – нужно было либо не играть ни на каком музыкальном инструменте, либо выбрать совершенно незнакомый для себя инструмент. То есть, если вы – тромбонист, вам вполне могли вручить скрипку. Среди членов-учредителей оркестра был один из преподавателей, английский композитор Гэвин Брайерс (Gavin Bryars), которому на тот момент было 27 лет. Планировалось, что оркестр соберется, прорепетирует и выступит один-единственный раз, однако впоследствии 'Portsmouth Sinfonia' стал культурным феноменом и выступал на концертах и записывался еще более десяти лет. Их последнее публичное выступление состоялось в 1979 году.
Гэвина Брайерса больше интересовали эксперименты с природой музыки, чем организация традиционного оркестра. Вместо того, чтобы набрать самых опытных музыкантов среди своих студентов, он предлагал присоединиться к оркестру каждому, в независимости от их талантов, способностей и опыта. Единственное правило гласило, что участники оркестра должны ходить на репетиции и стараться играть как можно лучше и ни в коем случае не играть плохо намеренно. Первой записью, сделанной 'Portsmouth Sinfonia', стала пластинка с увертюрой из 'Вильгельма Телля' (William Tell) Россини (Rossini), которую разослали в качестве приглашения на церемонию вручения дипломов в том году.
Ранний репертуар оркестра состоял из классических произведений, хорошо знакомых публике, таких, например, как вальс 'На прекрасном голубом Дунае' (An der schönen blauen Donau) или симфоническая поэма 'Так говорил Заратустра' (Also sprach Zarathustra), поэтому большинство оркестрантов имели хотя бы примерное представление о том, как произведение или отдельные его части должны звучать. Даже если они не могли точно воспроизвести партии своих инструментов, они, по крайней мере, знали, что примерно им следует играть - где-то подняться выше, где-то опуститься ниже, и так далее. В итоге, получался музыкальный ансамбль, который производил не только правильные ноты, но и несколько нот рядом с правильной – так называемое 'облако звуков', - и не столько воспроизводил пьесу, сколько давал общее впечатление от нее.
Многие современные композиторы и музыканты нашли этот феномен интересным и даже глубоким, а комические аспекты такого музицирования были просто бонусом, хотя и использовались довольно широко для маркетинговых целей. Музыкант-электронщик, музыкальный теоретик и продюсер Брайан Ино (Brian Eno) заинтересовался достаточно, чтобы присоединиться к оркестру, играя на кларнете и затем спродюсировал их первые два альбома.
Композитор Майкл Парсонс (Michael Parsons) пригласил 'Portsmouth Sinfonia' выступить в лондонском Королевском фестивальном зале (Royal Festival Hall); в 1974-м вышел их альбом 'Portsmouth Sinfonia Plays the Popular Classics'; а 28 мая того же года оркестр сыграл в Альберт-холле (Royal Albert Hall) под управлением дирижера Джона Фарли (John Farley). Были проданы тысячи билетов на этот концерт. Следуя моде на классические попурри, возникшей в конце 70-х и начале 80-х, оркестр выпустил в 1981 году диск 'Classical Muddly' на 'Springtime!/Island Records'.
Однако с течением времени музыканты привыкли к своим инструментам и набрались опыта, да и эффект новизны от нестройного звучания оркестра пропал. Хотя музыканты 'Portsmouth Sinfonia' никогда официально не заявляли о своем распаде, они перестали выступать уже в 1979 году. Между тем, последний сборник оркестра, 'Dead Parrot Society', вышел в 1993-м.
Не так давно начало поэмы 'Так говорил Заратустра' в исполнении 'Portsmouth Sinfonia' стало довольно популярным роликом на youtube.com, однако большинство пользователей, послушавших запись, сошлись на том, что музыканты просто отчаянно фальшивили.