Американский режиссер голландского происхождения Пол Верховен – один из тех иммигрантов, кто сумел стать частью другой культуры, частью Голливуда. В то же время во всех его работах ощущается присутствие Европы – свободной, раскрепощенной и сатиричной. Большинство фильмов Верховена стали культовыми и получили скандальную известность.
Пол Верховен появился на свет в Амстердаме 18 июля 1938 года. После окончания школы Пол изучал физику и математику в Лейденском Университете. Еще студентом он увлекся кино и начал посещать курсы Нидерландской киноакадемии. Первыми работами Верховена стали пропагандистские картины для морской пехоты Нидерландов.
В 1960 году Пол окончил университет, но работать по специальности не стал, решив связать свою жизнь с кино. Он устроился на телевидение, где снимал игровые и документальные короткометражные картины. Поворотным пунктом в карьере начинающего режиссера стало знакомство в 1969 году с актером Рутгером Хауэром, который на несколько лет стал его визитной карточкой. По словам Верховена, ему очень понравилось, как Хауэр свободно и легко держался перед камерой.
В 1971 году вышел первый полнометражный фильм режиссера 'Дело есть дело'. Веселая трагикомедия, рассказывающая о похождениях двух амстердамских проституток, вызвала неодноз
начную реакцию у зрителей. Критики отметили раскрепощенность, сатиру и присутствие стиля, но заявили о слабости сюжетной линии и отсутствии опыта у Верховена.
Если первая работа получилась не совсем удачной, то вторая сделала Пола Верховена одним из ведущих режиссеров Голландии. Фильм 'Турецкие сладости' (1973), созданный на пике сексуальной революции в кино, стал скандально известным благодаря откровенным эротическим сценам. В нем Верховен показал шокирующую действительность и пороки современного общества. Картина завоевала невероятную популярность и стала самой кассовой лентой года. 'Турецкие сладости' номинировались на 'Оскар' как лучший иностранный фильм, а исполнитель главной роли Рутгер Хауэр получил лестные отзывы со стороны ведущих кинокритиков.
В Нидерландах Пол Верховен снял еще несколько значимых картин. Среди них фильм о Второй мировой 'Оранжевый солдат' (1977), драма 'Лихачи' (1980) и философская притча 'Четвертый мужчина' (1983). Вс
они были созданы под влиянием сексуальной революции, необъятной свободы, охватившей все общество. Фильм 'Лихачи' даже сравнивали с 'Беспечным ездоком' Денниса Хоппера, хотя уровень игры актеров в нем намного ниже. В целом, эти картины объединяет дыхание подлинной жизни, перемен и нового мышления.
С середины 80-х годов начинается новый период в творчестве Пола Верховена. Он перестал сотрудничать с актером Рутгером Хауэром и перебрался в Соединенные Штаты. Здесь режиссер удивительно быстро влился в американскую культуру и занял достойное место среди режиссеров Голливуда.
Его дебютом на новом месте работы стала фантастическая картина 'Робот-полицейский' (1987), получившая культовый статус. Фильм рассказывает о роботе с мозгом полицейского, который ведет борьбу с гангстерскими группировками. В США фильм ожидал настоящий триумф и более 50 миллионов долларов кассовых сборов. Критики также были благосклонны к 'Робокопу': он по
учил 8 престижных наград и 2 номинации на 'Оскар'. На сегодня по мотивам боевика созданы еще две картины, а также несколько телесериалов, мультсериалов, видеоигр и комиксов.
Такой успех в Голливуде не остался незамеченным. Сам Арнольд Шварценеггер пришел к Верховену, чтобы он занялся проектом 'Вспомнить все' (1990) по мотивам рассказа Филипа Дика. Сценарий фильма был написан уже давно, но после того, как компания Дино Де Лаурентиса отказалась от проекта, его положили на полку. Шварценеггер нашел инвестора и предложил Верховену снять фильм в духе 'Робокопа'. Картина 'Вспомнить все' имела такой же успех, как и предыдущая работа режиссера. И это объясняется не только мастерством режиссера, но и его правильным подходом к выбору материала. Он никогда не брался за съемки пустых, бессодержательных блокбастеров, а выбирал всегда интересные, необычные работы.
В 1992 году вышел, пожалуй, наиболее известный фильм Пола Верховена 'Основной инстинкт', главные
роли в котором исполнили Майкл Дуглас и Шэрон Стоун. В картине не было каких-либо особых режиссерских изысков, но сюжет был настолько закрученным, а сексуальные сцены настолько томительными и сладкими, что успех не заставил себя долго ждать. Фильм завоевал невероятную популярность и стал своеобразным каноном в киноискусстве. Критики скептически отнеслись к актерской игре, но это был тот случай, когда сюжетная основа полностью перекрывала собой все просчеты. Поэтому неудивительно, что сценарист Джо Эстерхаз получил рекордный гонорар в 3 миллиона долларов.
В последнее время Пол Верховен снимает крайне редко. В период с 1995 по 2006 год вышло всего четыре фильма. Среди них наиболее известными стали 'Шоугелз' (1995) и 'Черная книга' (2006). Картину 'Шоугелз' ждал полный провал в коммерческом плане, но в узких кругах она стала культовой. Мнения критиков разделились. Часть киносообщества посчитала 'Шоугелз' худшим фильмом года и д
же присудила режиссеру антинаграду 'Золотая малина'. Кстати, Верховен - единственный режиссер, кто пришел на вручение 'Золотой малины' и получил ее лично в руки. Часть критиков дала фильму хорошие оценки, а французский режиссер Жак Риветт вообще заявил, что это одна из лучших картин 90-х.
В 2006 году вышла военная драма 'Черная книга', неожиданно снискавшая огромный успех в Европе. Она была удостоена множества кинопремий, в том числе 'Золотого теленка' – высшей кинематографической награды Нидерландов. В планах режиссера экранизировать роман Бориса Акунина 'Азазель', однако когда он осуществится, неизвестно.
Пол Верховен снискал славу скандального режиссера, но уже никто не сомневается в том, что он является одним из самых авторитетных мастеров кино. Известный критик Аткинсон заявил, что Верховен - самый уверенный и дерзкий сатирик Голливуда; возможно единственный, кто умеет снимать высокобюджетные жанровые картины с такой прикрытой несерьезностью