ВАЛЕРИ, ПОЛЬ-АМБРУАЗ (Valéry, Paul-Ambroise) (1871-1945), французский поэт, эссеист, критик, задавшийся целью создать 'математически чистую' поэзию, свободную от традиционного содержания, ассоциаций и ценностей. Родился З0 октября 1871 в г.Сет на Средиземноморском побережье Франции; отец - корсиканец, мать - из старинной генуэзской семьи.
По совету своего друга, писателя Пьера Луиса, Валери еще студентом юридического факультета в университете Монпелье начал публиковать в периодике эссе и стихотворения в символистской манере. Переехав в Париж, с 1895 по 1900 служил чиновником в Военном министерстве, а затем личным секретарем Э.Лебе, директора агентства Гавас. Регулярно посещал литературные 'среды' Ст.Малларме, работал над одним из самых значительных своих критических произведений "Введение в систему Леонардо да Винчи" (Introduction à la méthode de Leonard de Vinci, 1895); в 1897 опубликовал эссе "Методическое завоевание" (Une conquête méthodique), где дал анализ причин растущего влияния Германии в Европе. Пережив в 1892 душевный кризис, природу которого Валери не раскрыл, он отходит от литературной жизни и погружается в занятия математикой. Лишь в 1917 Валери вернулся в поэзию, опубликовав поэму "Юная Парка" (La Jeune Parque) - своего рода монолог-размышление, передающий состояние души в момент ее пробуждения к самосознанию и чувственной жизни; согласно первоначальному замыслу, поэма не должна была превышать пятидесяти строк, но в окончательном варианте насчитывает около пятисот. Ежедневные записи мыслей и впечатлений, которые Валери, следуя установленному для себя правилу, делал каждое утро на протяжении многих лет, составили 29 томов факсимильно изданных в 1957-1961 "Тетрадей" (Les Cahiers).
В 1925 Валери был избран во Французскую Академию. Человек скромного достатка, потеряв со смертью Лебе в 1922 секретарскую должность, Валери испытывал настоятельную нужду в литературных заработках и публичных лекциях. Он писал многочисленные предисловия к произведениям разных авторов, заказные вещи (например, диалог "Навязчивая идея" - L'Idée fixe), публиковал эссе, в которых, подобно Э.По, разрабатывал 'конструктивистскую' теорию поэзии, отрицавшую роль вдохновения.
К другим значительным произведениям Валери относятся написанные в жанре и с персонажами сократических диалогов "Эвпалинос, или Архитектор" (Eupalinos ou l'Architecte, 1924) и "Душа и танец" (L'Âme et la danse, 1924); сборник стихотворений "Чары, или Поэмы" (Charmes ou poèmes, 1922) и цикл эпизодических фрагментов, посвященных своеобразному фантастическому персонажу по имени 'господин Тест' (Monsieur Teste, полностью опубл. 1946). Через все творчество Валери проходит тема поисков 'чистого Я' (le moi pur), путь к которому лежит через постепенное освобождение от всего, что подвержено биологическим изменениям и распаду. Умер Валери в Париже 20 июля 1945.