Известный голливудский кино- и театральный актёр 30-х — 40-х годов. Лауреат премии «Оскар» (1937). Наиболее известные работы актёра — главные роли в фильмах-биографиях «Повесть о Луи Пастере» (1935), «Жизнь Эмиля Золя» (1937) и «Хуарес» (1939).
Актёр родился 22 сентября 1895 года в Лемберге, Австро-Венгрия, (в настоящее время — Львов, Украина) в семье Натана и Салли Вайзенфрейнд — актёров еврейского театра на идише. В 1900 году его родители переехали в Лондон, а через два года эмигрировали в Америку, где сначала жили в Кливленде, а затем в 1908 году обосновались в Чикаго. Муни дебютировал на сцене еврейского театра в 1907 году в возрасте двенадцати лет, сыграв 80-летнего старика в пьесе «Два трупа на завтрак». В то время он был известен под своим уменьшительным именем Муни Вайзенфрaйнд. Вскоре им заинтересовался Морис Шварц, директор Еврейского художественного театра (Yiddish Art Theater) на Второй авеню Манхеттена, и подписал с юным актёром контракт. В 1921 году Муни женился на еврейской театральной актрисе Белле Финкель, сестре бродвейского режиссёра Эйба Финкеля и дочери антрепренёра Мориса Финкеля, и прожил с ней в браке до конца жизни.
В 1926 году Муни дебютировал на Бродвее в постановке «Мы — американцы». В 1929 году, когда актёру было уже тридцать четыре года, кинокомпания Fox Studios предложила ему контракт, и в том же году Муни снялся в двух фильмах — драме «Храбрец» и мелодраме «Семь лиц». Несмотря на то, что за роль в «Храбреце» он получил номинацию на премию «Оскар», киноиндустрия разочаровала Муни, и он вернулся на сцену театра.
Только в 1932 году Муни вновь появился на киноэкране. В паре с Энн Дворак он снялся в фильме-нуар «Лицо со шрамом», а затем в криминальном фильме «Я — беглый каторжник», за который снова был номинирован на «Оскар». После этого на одаренного актёра обратили внимание продюсеры из Warner Bros. и подписали с Муни долгосрочный контракт, по у
словиям которого актёр имел право принимать сценарии по своему усмотрению и получал по 50 тысяч долларов за фильм.
После драмы 1933 года «Мир меняется» и комедии 1934 года «Привет, Нелли!» кинокарьера Муни стала развиваться быстрыми темпами. В 1935 году вышло сразу четыре фильма с его участием — фильм-нуар «Город на границе» (в этом фильме он играл дуэтом с Бетт Дэвис), криминальные драмы «Чёрная ярость» и «Доктор Сократ» и фильм-биография Уильяма Дитерли «Повесть о Луи Пастере», где Муни исполнил роль прославленного французского микробиолога и химика Луи Пастера и был удостоен за её блестящее исполнение премии «Оскар» и награды Венецианского кинофестиваля.
В 1937 году Муни был вновь номинирован на «Оскар» — на этот раз за исполнение роли французского писателя-классика Эмиля Золя в картине «Жизнь Эмиля Золя». В 1939 году вышла ещё одна картина-биография с участием Муни — мелодрама «Хуарес» о жизни мексиканского национального героя Бенито Хуареса, где в паре с актёром снова играла Бетт Дэвис.
Помимо таланта актёр был известен своими эксцентрическими привычками. Между дублями Муни играл на скрипке, чтобы успокоить нервы, и панически боялся одежды красного цвета. Он был очень стеснительным по характеру и кроме того настороженно относился к незнакомым людям, в разговоре с которыми предпочитал молчать или обходиться несколькими короткими фразами. Муни высоко ценил мнение жены и переснимал сцены, если Белле казалось, что дубль получился неудачным.
19 июля 1940 года закончился контракт Муни с Warner Bros. Далее он продолжал играть в театре и время от времени снимался в кино (в 40-х вышло всего пять фильмов с его участием). В 50-х он сн
имался на телевидении, а в 1955 году получил премию «Тони» за исполнение роли Генри Драммонда в спектакле «Наследник ветра». В том же году у актёра обнаружили опухоль около глаза, и летом он перенес операцию по ампутации глаза. В 1959 году в прокат вышел последний фильм с участием Муни — драма Дэниэла Манна «Последний рассерженный человек», — за роль в котором он получил шестую номинацию на премию «Оскар». После этого Муни ушёл из кино и 25 августа 1967 года скончался в возрасте семидесяти двух лет.
Сыграв Луи Пастера, Муни стал первым актёром, получившим премию «Оскар» за воплощение на киноэкране реального исторического персонажа.
Наиболее плодотворным было сотрудничество актёра с режиссёром Уильямом Дитерли. Они выпустили вместе четыре фильма.
Белла, жена Муни, была племянницей театрального актёра Бориса Томашевского.
Актёр был удостоен звезды на Голливудской Аллее Славы.
Пол Муни на обложке журнала Time от 16 августа 1937 года.
1960 — Премия Кинофестиваля в Мар-дель-Плата — лучшая мужская роль, за фильм «Последний рассерженный человек».
1937 — Премия «Оскар» — лучшая мужская роль, за фильм «Повесть о Луи Пастере».
1937 — Премия Общества кинокритиков Нью-Йорка — лучшая мужская роль, за фильм «Жизнь Эмиля Золя».
1936 — Премия Венецианского кинофестиваля — лучшая мужская роль, за фильм «Повесть о Луи Пастере».
Пол Муни пять раз номинировался на получение премии «Оскар» за лучшую мужскую роль:
1960 — за фильм «Последний рассерженный человек».
1938 — за фильм «Жизнь Эмиля Золя».
1936 — за фильм «Чёрная ярость».
1934 — за фильм «Я — беглый каторжник».
1936 — за фильм «Храбрец».