Поль Мориа родился в 1925 году в Марселе, во Франции, в семье музыкантов, в 4 года начал играть на пианино, затем учился в Парижской консерватории, увлекался джазом и в 17 лет создал свой собственный оркестр. Он стал известным своими аранжировками для Шарля Азнавура, который познакомил его и с другими артистами.
К 60-м годам Поль Мориа уже известен во Франции. В 1962, в со-авторстве, Мориа пишет знаменитый "Chariot" для Петулы Кларк. В следующем году хит был переделан, добавлена лирика Нормана Гимбеля и Артура Альтмана, и под названием "I Will Follow Him" композиция попала в американский топ-хит. Однако сам Поль Мориа получил признание в США после выхода "Love is Blue" ("L'Amour Est Bleu") в 1968. Эта композиция в течении 5 недель держалась на 1-м месте а американском хит-параде. Его триумф повторился с выходом коллекции "Blooming Hits", аранжировки лучших синглов 60-х годов (таких как "Puppet On A String" и "Penny Lane"). В следующие года Мориа проводит турне по США и Мексике, Латинской Америке, Японии. Две композиции, "Love in Every Room" & "Chitty Chitty Bang Bang" также заняли первое место в США. Его альбомы до сих пор продаются в невероятном количестве, из них лидируют "Memories of Russia", "Rhytm and Blues", "A Taste of Paul Mauriat".
В мире немного найдется, наверное, подобных эстрадно-симфонических оркестров, пользующихся такой же славой и популярностью, как оркестр под управлением французского композитора и аранжировщика Поля Мориа. Миллионы проданных пластинок, гастроли по всему миру, неизменный успех на концертных площадках всех континентов - таков путь этого знаменитого коллектива. В оркестре работают прекрасные музыканты, каждый из которых достиг высокого уровня мастерства, и все же успехами коллектив обязан одному человеку - своему бессменному руководителю Полю Мориа.
Заниматься музыкой Поль Мориа начал рано - в четыре года. Первым его учителем был отец - музыкант-любитель, который быстро понял, что фортепиано для Поля не забава, а очень серьезное увлечение. Шесть лет отец занимался с Полем, привил ему любовь к классической музыке, познакомил его и с миром эстрады. Под присмотром отца юный пианист начал выступать в варьете, но это длилось всего лишь несколько месяцев. В десять лет Мориа поступает в Марсельскую консерваторию, которую заканчивает с отличием по классу фортепиано. Как он признался позже, единственной его мечтой в четырнадцать лет было стать настоящим профессиональным пианистом. И, вероятнее всего, так бы это и произошло, если бы не случайность, которая круто повернула всю его судьбу.
Однажды один из приятелей по консерватории чуть не силой затащил Поля на концерт в студенческий джаз-клуб. Трудно сказать, хорошо ли, плохо ли играли студенты, - важно другое. Ритмы джаза, которого до этого Мориа практически не слышал, новая для него музыка потрясли его совершенно. Вскоре он сам приходит в этот клуб с намерением играть в джазовом оркестре. Однако его ждало разочарование: оказалось, что классического музыкального образования ему явно не хватает, что так называемая легкая музыка и джаз требуют специальной подготовки. Мориа решает продолжить музыкальное образование, уделяя основное внимание именно джазу. Вскоре у него возникает желание создать собственный оркестр. ?Я решил стать дирижером, - скажет он позже в одном интервью, - потому что хотел независимости. Дирижеры самые независимые люди в музыкальном мире?. И в 17 лет Мориа создает такой оркестр. Он выступает с ним в кабаре и мюзик-холлах сначала во Франции, а потом и в других европейских странах. Ему было тогда семнадцать лет.
С первых же выступлений этого коллектива проявился характерный для Мориа стиль, который позволяет с легкостью узнать его среди сотен подобных. От джаза он очень быстро переходит к эстрадной музыке, аранжирует популярные мелодии, пишет собственные композиции. Решение создать именно эстрадно-симфонический оркестр (?гранд-оркестр?, как назывались подобные коллективы во Франции) пришло к нему после того, как он впервые услышал оркестр под управлением Франка Пурселя. Этот дирижер и аранжировщик оказал на него огромное влияние. Поль Мориа считает его своим духовным отцом и сегодня продолжает относиться к нему с огромным уважением.
Вскоре известность оркестра Поля Мориа стала настолько широкой, что дирижер решил попытать счастья в Париже, где, по правде говоря, был известен сам М
ориа, а не его коллектив. Ибо постоянного оркестра как такового не было. Его состав все время менялся - одни музыканты приходили, другие уходили, кто-то задерживался на несколько лет, кто-то играл с оркестром не больше двух недель. Тем не менее, несмотря на такую ?текучесть?, коллектив сохранял творческое лицо, сохранял ?звучание Мориа?.
В Париже успех к Мориа приходит довольно быстро. На одном концерте оркестр услышал продюсер фирмы грамзаписи, который предложил Мориа поработать у них в качестве аккомпанирующего коллектива. Так началось творческое содружество Мориа с такими звездами французской эстрады, как Морис Шевалье, Далида, Катерина Валенте, Шарль Азнавур, Мирей Матье, причем он выступал не только как руководитель аккомпанирующего оркестра, но и как талантливый аранжировщик. Так, например, для Азнавура за шесть лет их совместной работы Мориа аранжировал более ста двадцати мелодий, многие из которых принесли певцу широкий успех у публики.
Одновременно с работой в студиях грамзаписи Мориа в 1965 году создает свой ?Большой струнный оркестр?, что дает ему, по его собственному выражению, ?ощущение полной свободы?.
В 1967 году Поль Мориа впервые приезжает в СССР как аккомпаниатор Мирей Матье. Именно с этой певицей он записал лучшие свои пластинки. За одну из них - ?VIENS CE CE SOIR? он удостаивается Приза общества французских врачей, который композитор считает самой дорогой из имеющихся у него многочисленных наград. Большой популярностью пользуется во Франции и записанный ими альбом ?MIREILLE MATHIEU CHANTE PAUL MAURIAT?.
1968 год стал поворотным годом в судьбе Поля Мориа. Записанная им пластинка ?L'amour est bleu? расходится по всему миру тиражом более шести миллионов экземпляров. Она становится ?золотой? в США, Австрии, Канаде, Аргентине, Мексике, Японии, Бразилии. Во Франции за эту запись композитор получает Большую премию диска.
Вскоре он очередной раз меняет некоторых музыкантов своего ?Большого струнного оркестра?, вводит несколько новых инструментов и с тех пор постоянно выступает именно с этим коллективом. С ним он объехал весь мир. Не раз бывал на гастролях в США, Японии, Австралии, Бразилии. Шесть месяцев в году Поль Мориа гастролирует, остальные полгода проводит в студиях грамзаписи. В год он аранжирует примерно пятьдесят новых мелодий, всего же со времени создания своего ?Большого оркестра? он записал их более 1200 (как обработок других авторов, так и собственных композиций).
Поль Мориа очень внимательно следит за новинками эстрады не только во Франции, но и во всем мире. В какой бы стране он ни был, он интересуется национальной музыкой - будь то африканская, латиноамериканская или славянская. Поэтому на его пластинках можно встретить аранжировки английских мелодий, широко известна его обработка перуанской песни ?EL CONDOR PASA?, большой интерес представляют и его трактовки произведений французских композиторов. Причем реагирует на новинки он на удивление быстро. Песня ?L'ETE INDIEN?, например, была подготовлена им для записи в собственной интерпретации буквально через несколько дней после того, как она стала бестселлером в исполнении Джо Дассена. Не ослабевает интерес музыканта и к классической музыке. Он часто играет (и аранжирует для своего оркестра) произведения Баха, Дебюсси, Стравинского. Очень тепло была встречена во Франции его пластинка ?PAUL MAURIAT JOUE CHOPIN ?LES 14 VALSES? (1970).
В 1978 году Поль Мориа записал альбом ?OVERSAS CALL?, в котором ощутимо влияние латиноамериканских мелодий, музыки рэгге. Композитор с большим интересом относится к русской и советской музыке. Еще в начале 60-х годов он выпускает диск ?RUSSIE DE TOUJOURS ?ВЕЧНАЯ РОССИЯ?, для которого аранжировал двенадцать русских народных песен. В 1978 году во время своего последнего приезда в СССР Поль Мориа попросил, чтобы ему дали возможность прослушать несколько советских эстрадных пластинок. Побывал он и на нескольких концертах. Результатом творческих встреч в Москве явилась мелодия ?SUR UN AIR DU VIVALDI? - обработка песни Сергея Никитина ?Под музыку Вивальди?.