Американский актер и кинорежиссер австрийского происхождения. Пожалуй, самой известной его ролью сегодня остается роль Виктора Ласло (Victor Laszlo) в легендарной романтической драме 'Касабланка' (Casablanca, 1942). Элегантная утонченность и неуловимый европейский акцент в сочетании с прекрасной внешностью и обаянием делали Хенрейда отличным кандидатом на роли аристократов, банкиров и ученых из Европы (Europe).
Настоящее имя актера – Пауль Георг Юлиус Хенрайд Риттер фон Фассель-Фальдингау (Paul Georg Julius Henreid Ritter von Wassel-Waldingau). Сын венского банкира, чья семья была вхожа в высшее общество, Пол родился 10 января 1908 года в Триесте (Trieste), который тогда входил в состав Австро-Венгрии (Austro-Hungarian Empire). Сегодня Триест – итальянский город. Пол изучал драматическое искусство в Вене (Vienna) и дебютировал на сцене под руководством режиссера Макса Рейнхардта (Max Reinhardt). В начале 30-х годов Хенрейд начал карьеру в германском кино, но в 1935 году покинул родную Австрию и отправился в Великобританию (UK). C началом Второй мировой войны молодому актеру угрожала депортация или лагерь для интернированных лиц, но за него вступился немецкий актер Конрад Фейдт (Conrad Veidt), который переехал в Англию (England) после прихода к власти нацистов, и британские власти оставили Хенрейда на свободе и разрешили остаться в стране. В 1939 году Хенрейд сыграл небольшую роль в 'оскароносной' британской драме 'До свидан
ья, мистер Чипс' (Goodbye, Mr. Chips) и роль в военной драме 'Ночной поезд в Мюнхен' (Night Train to Munich, 1940), которые открыли ему путь в Голливуд (Hollywood). До 1940 года имя актера значилось в титрах как Пауль фон Хенрейд, затем он сократил и американизировал его. В 1946-м он получил американское гражданство.
В 1942-м Хенрейд сыграл в двух самых важных для его карьеры фильмах. В драме 'Вперед, путешественник' (Now, Voyager) Пол и Бетт Девис (Bette Davis) создали одну из самых копируемых в кинематографе сцен – когда он прикуривает две сигареты и одну отдает ей. В 'Касабланке' его Виктор Ласло, героический лидер антифашистского подполья, оказывается втянут в любовный треугольник с персонажами Хамфри Богарта (Humphrey Bogart) и Ингрид Бергман (Ingrid Bergman). Любопытно, что Хенрейд не хотел сниматься в 'Касабланке', опасаясь, что роль мужа главной героини, по сути, третьего лишнего, разрушит его образ и сломает его будущую карьеру. По приятной иронии судьбы, роль в 'Касабланке' сделал его имя бессмертным.
В списке актерских работ Хенрейда 56 ролей в кино и на телевидении, а с середины 50-х он стал успешным режиссером и работал как для большого, так и для малого экрана.
В 50-х, когда в Америке (America) c подачи сенатора Маккарти (Joseph McCarthy) свирепствовали меры противодействия 'Красной угрозе' и в списке неугодных можно было оказаться за знакомство с русской балериной, в отношении Пола Хенрейда велось некое расследование, которое привело к тому, что он попал в голливудские 'черные списки', к счастью, ненадолго.
В январе 1973-го Пол выступал на Бродвее (Broadway), сыграв роль Командора в интермедии 'Дон Жуан в аду' (Don Juan in Hell) Джорджа Бернарда Шоу (George Bernard Shaw), которая представляет собой третий акт пьесы 'Человек и сверхчеловек' (Man and Superman). Спектакль шел немногим больше двух недель и выдержал всего 24 показа. Это было его первое и последнее появление на сцене бродвейского театра.
В 1936 году актер женился на Элизабет Глюк (Elizabeth Gluck), которую звал Лизл (Lisl) и с которой про
жил до конца своей жизни. У них родились две дочери, Моника Хенрейд (Monica Henreid), будущая актриса, и Мими Данкан (Mimi Duncan). В 1943-м они с женой купили за 42 тысячи долларов огромный особняк, раньше принадлежавший Генри Фонда (Henry Fonda). В 1970-м они продали его и переехали в дом поменьше, потому что Лизл устала поддерживать в нем порядок.
94-летний Пол Хенрейд скончался 29 марта 1992 года в Санта-Монике, штат Калифорния (Santa Monica, California), от воспаления легких, и был похоронен на местном кладбище (Woodlawn Memorial Cemetery, Santa Monica) в окружении других знаменитостей из мира развлечений. Хенрейд был похоронен с письмом от его поклонницы по имени Милдред Джейкобс (Mildred Jacobs), которое актер получил в 1937 году, до того, как стал знаменитым. Пол говорил, что это письмо значило для него больше, чем все награды, которые он поучил позже. Жена пережила его на год. На Голливудской Аллее Славы (Hollywood Walk of Fame) есть две звезды с именем Пола Хенрейда, за вклад в кинематограф и телевидение