Знаменитый французский исторический живописец, представитель академизма.
Поль Деларо́ш (фр. Paul Delaroche, настоящее имя Ипполит; фр. Hippolyte; 17 июля 1797, Париж — 4 ноября 1856, там же) — знаменитый французский исторический живописец, представитель академизма.
Настоящее его имя было Ипполит, но дома его звали Полем, так и удержалось у современников и в истории искусства. Отец Делароша был эксперт по части картин, а дядя служил консерватором кабинета гравюр в Парижской Публичной библиотеке, благодаря чему будущий живописец родился и развивался в артистической атмосфере.
Чувствуя вначале влечение к пейзажной живописи, он учился ей у Вателе, но вскоре перешёл от него к историческому живописцу К. Деборду, а потом в течение четырех лет работал под руководством барона Гро.
В 1832 г. Деларош приобрёл уже такую известность, что был избран в члены института. В следующем году он получил должность профессора в Парижском училище изящных искусств, в 1834 г. отправился в Италию, где женился на единственной дочери живописца О. Верне и провёл три года.
Впервые явился перед публикой в Парижском салоне 1822 г. с картиной, еще сильно отзывающейся несколько напыщенной манерой Гро, но уже свидетельствовавшей о выдающемся даровании художника:
"Иосавефа спасает Иoaca" (в музее Лувра).
В последующих произведениях, выставленных в салоне 1824 г., Деларош уже в значительной степени свободен от влияния своего учителя и вообще от академической рутины:
"Любовь Филиппо Липпи к его натурщице-монахине",
"Кардинал архиепископ Винчестерский допрашивает Жанну д'Арк в ее темнице",
"Св. Винцент де Поль держит проповедь перед двором Людовика XII"
Вполне отделаться от которой ему удаётся в дальнейших своих работах:
"Смерть президента Дуранти" (нах. в зале заседаний французского Государственного совета),
"Кончина английской королевы Елизаветы" (в музее Лувра),
"Мисс Макдональд подает помощь последнему претенденту после битвы при Кюлодене, 27 апр. 1746 г." и пр.
Примкнув к новым идеям главы романтической школы Эжена Делакруа, он, руководимый светлым умом и тонким эстетическим чувством, осуществлял эти идеи в своем творчестве с воздержанностью, остерегаясь преувеличивать драматизм изображаемых сцен, не увлекаясь чрезмерно резкими эффектами, глубоко обдумывая свои композиции и разумно пользуясь превосходно изученными техническими средствами. картины Делароша на сюжеты, заимствованные из английской и французской истории, были встречены единодушной хвалой критиков и вскоре становились популярными благодаря изданию в гравюрах и литографиях:
"Дети англ. короля Эдуарда IV в лондонском Тауэре",
"Кардинал везет за собой своих пленников Сен-Марса и де-Ту",
"Мазарини, умирающий среди придворных кавалеров и дам",
"Кромвель перед гробом кор. Карла Стюарта" (первый экземпляр — в Нимском музее, повторение — в Кушелевской галерее, в спб. Акад. худ.),
"Казнь Иоанны Грей",
"Убийство герц. Гиза"
По возвращении в 1834 г. в Париж из Италии выставил в салоне 1837 г.:
"Лорда Стаффорта, идущего на казнь",
"Карла Стюарта, оскорбляемого кромвелевскими солдатами",
"Св. Цецилию",
и с тех пор уже не участвовал в публичных выставках, предпочитая показывать свои готовые произведения любителям искусства у себя в мастерской.
В 1837 г. принялся за главный труд всей своей жизни — колоссальную стенную картину (15 метр. длины и 4,5 м шир.), занимающую собой полукруглую трибуну в актовой зале Училища изящных искусств и вследствие того известную под названием
"Полукружия" (Hémicycle).
Он представил здесь в величественной многофигурной композиции аллегорические олицетворения образных искусств, раздающие наградные венки в присутствии сонма великих художников всех народов и времен, начиная глубокой древностью и кончая ХVII столетием. По завершении (в 1841 г.) этого монументального произведения, прекрасно гармонирующего с архитектурой залы, как нельзя более соответствующего ее назначению, отличающегося красотой и разнообразием группировки, блеском красок и виртуозностью исполнения, Деларош продолжал работать неустанно, постоянно совершенствуясь и стараясь отделаться от последних следов эмфаза, наложенных на него воспитанием.
В это время он брал темы для своих картин преимущественно из священной и церковной истории, а после вторичной поездки в Италию (в 1844 г.) писал сцены из тамошнего быта и, наконец, по смерти своей жены (в 1845 г.) особенно полюбил сюжеты трагические и такие, которые выражают борьбу великих характеров с неумолимой судьбой. Замечательнейшими произведениями Делароша за последний период его деятельности могут считаться:
"Снятие со креста",
"Богоматерь во время шествия Христа на Голгофу",
"Богоматерь у подножия креста",
"Возвращение с Голгофы",
"Мученица времен Диоклетиана" (нах. в Михайловск. дворце в СПб.),
"Мария Антуанетта после объявления ей смертного приговора",
"Последнее прощание жирондистов",
"Наполеон в Фонтенебло" (нах. в Лейпц. музее),
оставшаяся неоконченной "Скала св. Елены".
Деларош превосходно писал портреты и увековечил своей кистью многих выдающихся людей своей эпохи, например папу Григория XVI, Гизо, Тьера, Шангарнье, Ремюза, Пурталеса, певицу Зонтаг и др. Лучшие из современных ему гравёров: Рейнольдс, Прюдон, Ф. Жирар, Анрикель-Дюпон, Франсуа, Э. Жирарде, Меркури и Каламатта считали для себя лестным воспроизводить его картины и портреты.