Французский философ - материалист и атеист, один из идеологов революционной французской буржуазии 18 века, являлся деятельным сотрудником "Энциклопедии наук, искусств и ремесел".
французский философ - материалист и атеист, один из идеологов революционной французской буржуазии 18 века, являлся деятельным сотрудником "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". Гольбах теоретически обосновал необходимость замены феодальных порядков новым, "Естественным" и "Разумным" общественным строем, который в действительности оказался буржуазным обществом.
Гольбах был крупнейшим систематизатором мировоззрения французских материалистов 18 века. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и сознании. Материя, по Гольбаху, есть совокупность всех существующих тел. Ее простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых - протяженность, вес, фигура, непроницаемость, движение. Все формы движения философ сводил к механическому перемещению. Гольбах отрицал всеобщую одушевленность материи, считая, что чувствительность присуща лишь определенным образом организованным формам материи. В своем главном труде "Система природы" обобщил данные современного ему естествования, что дало основание называть ее в 18 веке "Библией материализма".
Гольбах признавал наличие объективных закономерностей материального мира, считая, что в основе их лежит постоянная и нерушимая связь с их действиями. Человек является частью природы, потому подчиняется ее законам. Отстаивая познаваемость материального мира, Гольбах считал ощущение единственным источником познания. Познание является отражением действительности. Ощущение и понятие рассматриваются как образы предметов. Опираясь на отвлеченное, абстрактное понятия человеческой природы, Гольбах сводил социальное к индивидуальному, искал объяснение общественных явлений в законах природы.
Развитие человеческого общества, по мнению Гольбаха, есть результат деятельности правительств, выдающихся личностей, роста просвещения и т.д. Основой поведения человека он считал его интерес, пользу, считая себялюбие, стремление к удовлетворению личного интереса наиболее существенной чертой человеческой природы. Гольбах, однако, отвергал крайний эгоизм и защищал идею сочетания личного и общественного. Социальная среда оказывает формирующую роль по отношении к личности.