Американский режиссер Пол Томас Андерсон принадлежит к числу режиссеров-самоучек, которые никогда не посещали киношколу, а учились киномастерству, просматривая фильмы на видеокассетах. Своими вдохновителями он называет Стэнли Кубрика, Роберта Олтмена и Орсона Уэллса. Стиль режиссера легко узнаваем благодаря движущейся камере, развернутому изложению, долгим планам и особому визуальному ряду.
Пол Томас Андерсон появился на свет в Калифорнийском городе Студио-Сити 26 июня 1970 года. Его отец Эрни Андерсон был тесно связан с телевизионной индустрией. Он работал актером, вел ночное шоу ужасов, а также был диктором на АВС. Детство Пола прошло в долине Сан-Фернандо.
Киноискусством Андерсон увлекся еще в детстве. В 12 лет он начал снимать на отцовскую видеокамеру, а в 17 лет – ставить эксперименты с 16-миллиметровой камерой 'Bolex'. В 1988 году Пол снял первый любительский фильм 'История Дирка Дигглера', рассказывающ
ий об известном порноактере. Его прототипом стал реальный порноактер Джон Холмс.
Недолгое время Пол изучал английский язык в колледже Эмберсон, а затем посещал Нью-Йоркский университет. Через год Андерсон бросил университет и начал подрабатывать ассистентом на съемках телефильмов, видеоклипов и телеигр в Лос-Анджелесе. В 1993 году вышла вторая короткометражная работа Пола 'Сигареты и кофе', которая на фестивале 'Сандэнс' получила хорошие оценки кинокритиков.
Первый полнометражный фильм режиссера 'Роковая восьмерка' (1996) был показан в Ка
ннах в программе 'Особый взгляд'. Несмотря на то, что в коммерческом плане он оказался провальным, на Андерсона обратили внимание ведущие европейские кинематографисты.
Поворотным в карьере Андерсона стал фильм 'Ночи в стиле буги' (1997), в котором он возвратился к своему персонажу Дирку Дигглеру. Он развил получасовую историю до полнометражного формата, сделав необычайно яркий и стильный художественный фильм. По оценкам критиков, работа стала одной из лучших картин года. Она возродила интерес к актеру Берту Рейнольд
су, который номинировался на 'Оскар', а также возвела в ранг востребованных актеров Джулианну Мур и Марка Уолберга.
Следующий фильм 'Магнолия' (1999) доказал, что Андерсон действительно является талантливым режиссером. Довольно сложная картина, в которой переплеталось девять сюжетных линий (!), благодаря долгим операторским планам и чарующей музыке оказалась необычайно прекрасным творением. Фильм был номинирован на 'Оскар' за лучшую песню, оригинальный сценарий и второстепенную мужскую роль, которую исполнил Том Круз. Сам режиссер заявил,
что считает 'Магнолию' своим лучшим фильмом.
Пол Андерсон и дальше продолжал удивлять зрителей и критиков своими изысканными фильмами. И хотя все они были мало похожи друг на друга, их пронизывал особый режиссерский почерк. Его основой стали движущаяся камера, долгие планы и несколько сюжетных линий, переплетающихся между собой.
В 2002 году Андерсон неожиданно для всех выпустил романтическую комедию 'Любовь, сбивающая с ног'. Фильм, главную роль в котором исполнил Адам Сэндлер, рассказывает о бизнесмене, имеющем проблемы в контроле агресс
ии. Он постоянно находится под гнетом своих сестер, от которых ему приходится защищать свою новую любовь. Казалось, что можно было ожидать от обычной мыльной истории? Однако Андерсон превратил ее в настоящий шедевр, что доказывает приз в Каннах за лучшую режиссуру. Особой похвалы удостоился Адам Сэндлер, который, как писали критики, показал настоящую глубину актерской игры.
Следующая картина режиссера 'Нефть' (2007) стала главной кинопремьерой года и одной из претенденток на соискание главного 'Оскара'. В общей сложности фильм номинировалс
я на восемь кинопремий Американской академии, но получил лишь одну статуэтку за лучшую мужскую роль в исполнении Дэниела Дэй-Льюиса. В отличие от предыдущей работы Андерсона, картина более восторженно была встречена в США, нежели в Европе. Критики и вовсе назвали 'Нефть' лучшим фильмом десятилетия.
В 2012 году вышла долгожданная драма Андерсона 'Мастер', рассказывающая об интеллектуале, который в 1950-х годах стал основателем нового религиозного течения. Картина произвела глубокое впечатление на киносмотре в Венеции,
где получила награду за лучшую режиссерскую работу. Отдельно была отмечена потрясающая игра Филипа Сеймура Хоффмана и Хоакина Феникса, которые исполнили главные роли.
В США фильм стал главным культурным событием года. Критики говорили, что это лучшая картина Андерсона и сравнивали ее с таким шедевром, как 'Гражданин Кейн'. Обозреватель 'КиноБизона' Алексей Простяков назвал фильм 'готовой американской классикой' и 'большим кино'. Сам режиссер отзывался о своем проекте, как об истории двух любящих людей – отца и сына.
В 2014 году на экраны
выходит очередная картина признанного мастера 'Врожденный порок' с Хоакином Фениксом в главной роли. Фильм расскажет о жизни частного детектива в Лос-Анджелесе в конце 1960-х годов. Известно, что в проекте участвуют Бенисио Дель Торо и Риз Уизерспун. Также Андерсон в качестве резервного режиссера принимал участие в съемках последней картины Роберта Олтмена 'Компаньоны'. В его обязанности входила помощь во время съемок, так как Олтмену на то время было 80 лет.
Андерсон женат на телеактрисе Майе Рудольф и воспитывает четверых детей. Известн
о, что у пары есть две дочери и сын. Пол последнего ребенка, который родился осенью 2013 года, режиссер пока держит в тайне.
Пола Томаса Андерсона неоднократно признавали одним из самых талантливых режиссеров современности. По версии журнала 'Total Film' он занял 20 строчку в списке величайших кинорежиссеров всех времен. Как только критики о нем не отзывались. И 'наиболее яркий и притягательный талант', и 'самый динамичный постановщик', и 'высший талант современности'. Успех у зрителей и многочисленные награды только подтверждают эти слова