Классический греческий философ и математик, ученик самого Сократа (Socrates) и автор целого ряда философских трудов в форме диалогов. Известен также как основатель Афинской Академии (Academy in Athens) – первого высшего учебного заведения западного мира. Вместе со своим наставником Сократом и учеником Аристотелем (Aristotle) Платон по праву считается одним из основоположников западной философии и науки.
Точное место и время рождения Платона сейчас неизвестно; абсолютно точно можно лишь сказать, что появился на свет будущий философ в семье аристократической и достаточно влиятельной. Отец его, Аристон (Ariston), называл себя потомком афинского царя Кодра (Codrus) и мессенийского владыки Меланфа (Melanthus); мать, Периктиона (Perictione), вела свой род от легендарного греческого законотворца Солона (Solon).
Считается, что Аристон скончался, когда Платон был еще совсем ребенком – хотя точной даты его смерти хроники не сохранили; Периктиона позже вышла замуж за своего дядю Пирилампа (Pyrilampes), посла при персидском дворе и друга лидера афинских демократов Перикла (Pericles).
Интересно что Платон, категорически не любивший рассуждать о себе, охотно рассказывал в своих 'диалогах' о своих многочисленных родственниках – что сильно помогло современным историкам, работавшим над созданием его генеалогического древа.
Диоген Лаэртский (Diogenes Laërtius) утверждает, что изначально философа звали Аристокл (Aristocles); уже позже, однако, тренировавший юношу борец Аристон Аргосский (Ariston of Argos) нарек своего подопечного Платоном, что значит 'широкий' – прозвище сие парень получил за характерное телосложение.
Еще ребенком Платон отличался невероятно живым умом и скромностью; природные способности он изрядно отточил усердной учебой. Изучал юный Платон грамматику, музыку и гимнастику; учили его лучшие преподаватели того времени. Блистал будущий философ не в одних лишь науках – так, борцовские навыки даже пробили юноше дорогу на Истмийские игры (Isthmian games).
Еще до знакомства с Сократом Платон постигал основы философии под началом Кратила (Cratylus), ученика Гераклита Эфесского (Heraclitus of Ephesus).
Если верить Седьмому Письму (Seventh Letter) – чья подлинность до сих пор находится под вопросом – повзрослевший Платон решил сделать карьеру в делах государственных. Очень скоро ему представилась возможность осуществить задуманное – Тридцать Тиранов (Thirty Tyrants) предложили ему пост в своем правительстве. Некоторое время Платон подумывал о том, чтобы принять предложение – новый режим казался ему довольно перспективным, да и помощь родственников, уже в этом правительстве работавших, пришлась бы кстати. Позже, однако, философ понял, что ничего хорошего ждать от Тиранов не приходится – особенно не понравилась ему попытка Тридцатки впутать Сократа в конфликт с демократом Леоном Саламисским (Leon of Salamis).
Долго режим Тиранов не продержался; в конечном итоге демократы все же сумели вернуть власть в свои руки. Платон вновь начал обдумывать политическую карьеру – пока его планам не помешал вынесенный Сократу смертный приговор.
В 399-ом году до нашей эры Платон – вместе с еще целым рядом сократовцев – бежал вместе с Эвклидом (Euclid) в Мегару (Megara).
Платон некоторое время путешествовал по Европе; предполагается, что он успел побывать в Италии (Italy), Сицилии (Sicily), Египте (Egypt) и Киренах (Cyrene).
В Афины он вернулся уже в районе 40 лет; возвращение свое он отметил основанием одного из первых крупных учебных заведений Западного Мира – Афинской Академии. Точное происхождение названия сейчас восстановить трудно – одни утверждают, что Платон открыл свою школу на земле, когда-то принадлежавшей некоему Академу (Academus), другие – что название происходит от имени древнего героя. Так или иначе, открывшееся заведение пользовалось невероятной популярностью – и пережило своего создателя. Закрыта Академия была лишь в 529-м году нашей эры – Юстиниан I Византийский (Justinian I of Byzantium) счел, что это почтенное заведение мешает распространению христианской веры. Из стен Академии вышло немало известных ученых и мыслителей – вроде легендарного Аристотеля.
В дальнейшем Платон все же занялся политикой – ввязавшись в дела Сиракуз (Syracuse). Диоген Лаэртский рассказывает, что Платон впервые посетил этот город еще во времена Дионисия Старшего (Dionysus). Родственник Дионисия, Дион Сиракузский (Dion of Syracuse), увлекся учением Платона – увы, сам Дионисий с Платоном не поладил категорически. Философ был продан в рабство и чуть было не погиб в Киренах – на тот момент воевавших с Афинами; к счастью, Платона выкупил и отправил домой один из его поклонников. После смерти Дионисия Дион вновь пригласил Платона в Сиракузы – философу предлагалось стать учителем Дионисия II (Dionysus II). Действительно, наследник престола некоторое время охотно прислушивался к идеям философа; даже после того, как в изгнание отправился впавший в немилость Дион, Платона оставили в Сиракузах – невзирая на его собственное желание.
Позже философ все же сумел бежать от чрезмерно гостеприимного ученика. Самого Дионисия II через некоторое время сверг вернувшийся из изгнания дядя; его правлению, в свою очередь, положил конец еще один из учеников Платона, Калипп (Calippus).
В работах своих Платон чаще всего оперировал диалектическим методом познания действительности – по его собственному определению, приводившим к познанию самой сущности вещей. Довольно ярко мнение о диалектике философ раскрыл в своем диалоге 'Государство' – по его словам, рассуждения посредством чистого разума и без влияния ощущений ведет к пониманию глубинной сущности предметов – 'вершине умопостигаемого'; познание по ощущениям, в свою очередь, ведет всего-навсего к 'вершине зримого'.
Скончался Платон в Афинах, в 348-м (по другим данным, 347-ом) году до нашей эры.