Питер Де Уинт (1784-1849). Имя английского художника-акварелиста Де Уинта мало что скажет любителям искусства. Публикации о нем скудны, а сколь-либо серьезные исследовательские работы, посвященные его творчеству, почти отсутствуют. Начало систематического изучения искусства Де Уинта относится лишь к 1979 году, когда была организована большая выставка рисунков и акварелей художника в залах музея Фитц Уильям (Кембридж), познакомившая широкую публику с одним из наиболее элегических художников английского пейзажа
Де Уинт родился в Стоуне, Стэфордшир, в семье врача голландского происхождения. Рисование привлекало его с детства. В 1802 году он уезжает в Лондон и поступает в
ученики к граверу Джону Рафаэлю Смиту, у которого еще не так давно молодые друзья Тернер и Гиртин раскрашивали гравюры. За годы учения
Де Уинт подружился с Вильямом Хильтоном — впоследствии известным историческим живописцем. В 1810 году Де Уинт женился на его сестре, а родной город Хильтона—Линкольн, его окрестности и простые безыскусные ландшафты центральных графств Англии—стали излюбленной темой искусства художника.
Собственны
й стиль Де Уинта отличает любовь к сочному, глубокому цвету. В мастерской Смита Де Уинт много занимался масляной живописью, да и затем писал маслом, однако его картины не пользовались успехом. Наиболее полно способности художника проявились в акварели.
При жизни Де Уинт был постоянным участником
различных выставок и пользовался определенным успехом. Первое известное нам участие художника в выставке относится к 1807 году. На следующий год Де Уинт экспонирует в галерее Ассоциации художников-акварелистов четыре акварели, в том числе работу «Вестминстер». Старый Вестминстерский дворец изображен
со стороны моста, сквозь легкую дымку проступают зубчатые башни аббатства, до самого горизонта величественно катит свои воды Темза. Некоторая топографичность изображения не мешает ощутить тонко переданную атмосферу спокойствия и красоты летнего дня. Один из современных художнику критиков, назвав эт
и работы первоклассными, писал, что в них «точность наблюдения натуры, прекрасное владение формой, большая правда и простота цвета характеризуют стиль художника».
Около тридцати лет посвятил Де Уинт книжной иллюстрации. Наполеоновские войны явились причиной общего экономического кризиса, отразивш
егося и на рынке искусства— спрос на живопись и акварели упал. Де Уинт, как и его современники (Тернер, Котман, Кокс), обратился к книжной иллюстрации как одному из возможных видов заработка. Де Уинт иллюстрировал книги и альбомы, связанные в основном с историей и географией: «Живописное описание юж
ного побережья Англии» и «Виды Темзы» Кука; «История Чешира» Джорджа Ормерода; «Альбом шотландских пейзажей» Тиллот-сона и другие.
Однако наиболее постоянным источником средств к существованию оказалась его преподавательская деятельность. Мастерская Де Уинта была в моде. Его ученики и ученицы так
точно восприняли стиль своего учителя, что сегодня исследователям не всегда удается с уверенностью атрибуировать работы Де Уинта.
Со своими многочисленными учениками он обычно занимался в течение весны и раннего лета, остаток лета и осень были посвящены путешествиям (в основном в районы Линкольн
а и центральных графств), зима же была отдана собственно работе—рисованию и живописи. Таков несложный ритм почти всей его жизни. В 1828 году Де Уинт совершил свою единственную поездку на континент, в Нормандию. Северная Франция не произвела на художника большого впечатления, несколько рисунков Руана
, Фьекампа и Дьепа— единственный результат путешествия. Гораздо более плодотворной была его поездка в Северный Уэльс, величественные и дикие пейзажи этой местности многие годы вдохновляли искусство художника.
Акварели Де Уинта очень разнообразны. Некоторые работы выполнены в широкой легкой манере
с великолепно переданной атмосферой и настроением пейзажа, другие— скрупулезны и дотошны, как, например, акварель «Собор в Линкольне», где с большой тщательностью изображены сам собор, застройка переднего плана, городская площадь с зеленым базаром, фургон, запряженный лошадьми, горожане, вышедшие з
а покупками, лавочник, стоящий в дверях своей лавки, и т. д. Собственно фигурных зарисовок или портретов почти нет в его искусстве. Сохранился единственный карандашный автопортрет художника, однако он время от времени вводил в свои пейзажи разнообразные жанровые сценки сельской и городской жизни. Де
Уинт питал особое пристрастие к речным пейзажам с подробно проработанной перспективой, в них ощутимее всего сказалось влияние голландской живописи XVn века, в частности Ф. Конинка, Рюисдаля, чьи работы он мог видеть и копировать в домах своих учеников. Интересны в искусстве Де Уинта его «небрежные»
наброски с натуры, сделанные просто так, для себя, или как «памятка» на зиму, которой он сможет воспользоваться для чего-нибудь более фундаментального. Эти акварели поэт Джон Клэр назвал «рисунками на полях, наполненными солнцем и живительным дыханием свежего воздуха, когда гармония земли, воздуха
и неба образует некий счастливый союз серых и зеленых оттенков, благодаря которым плоский кусок бумаги в несколько дюймов наполняется безграничным пространством».
В своих набросках и акварелях Де Уинт умел великолепно передать меняющееся настроение английской сельской местности, став одним из наи
более лиричных и поэтичных художников-пейзажистов первой половины XIX века. И хотя он не достигал тех высот, на которых пребывали его великие современники—Констебль и Тернер, однако в лучших своих работах он мало чем уступал им в своем понимании гармонии природы. «Я так люблю живопись,—часто говорил