В голландском искусстве XVII века исследователи намечают целый ряд самостоятельных школ, связанных с крупными городами. Одним из таких важных художественных центров был в этот период и Гарлем. Гарлем сыграл особую роль в утверждении в правах нового для того времени жанра изобразительного искусства — натюрморта. Гарлемский натюрморт как бы выделился из... группового портрета. Точнее говоря, из портретов членов стрелковых гильдий, встречающихся за торжественным банкетным столом, которые с таким блеском писал Ф. Хальс. Вначале новую композицию так и называли — банкет. Термин «натюрморт» появился лишь около 1650 года. Одним из лучших мастеров гарлемского и вообще голландского натюрморта первой половины XVII века, способствовавших его большой популярности, был Питер Клас (Клаас).
Клас был родом из Вестфалии, из маленького городка Бургштейнфурта. О его молодых годах известно немного. Самые ранние из его работ относятся к 1621 —1622 годам. В них еще есть ученическая неуверенность, очевидна и ориентация на признанные образцы, на искусственно торжественные композиции и выбор вещей Н. Гиллиса и Ф. ван Схотена. Предметы пока что в них мало связаны друг с другом, весьма изолированы, и разве только то, что они уже смещены от центра к углу стола, говорит о будущем Класе. Однако в работах 1630-х годов Питер Клас уже выступает как тонкий и самостоятельный мастер.
Прекрасным образцом зрелого творчества художника является натюрморт «Трубки на столе» (1636), хранящийся в Ленинградском Эрмитаже. Мотив этот, правда, весьма необычен для Питера Класа, но сама манера исполнения достаточно характерна. Натюрморт решен строго и сдержанно, целен по цвету. Его скромность носит, можно сказать, программный характер. Эта особая камерность, соразмерность с живым, конкретным человеком — большое достоинство Класа.
Одно время художник по примеру некоторых утрехтских мастеров, увлеченных Караваджо, занялся проблемами искусственного освещения. Писал, например, то, как неровное пламя свечи отражается на поверхности бокала, но в целом утрехтские натюрморты казались ему не только неестественными, но и слащавыми.
«Завтрак» 1642 года, находящийся в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, знакомит нас уже с подлинным Питером Класом. Это наиболее типичный для мастера сюжет. Ведь прежде всего художник вошел в историю как мастер, писавший натюрморты со скромными завтраками. Пред
меты вроде бы случайно и в то же время на поверку очень продуманно расставлены на краю стола. Натюрморт строго выдержан в серо-коричневых насыщенных тонах и оставляет впечатление ясности, простоты и особого благородства.
В «Завтраках» Питера Класа при том, что они, казалось бы, неизбежно должны повторять друг друга, каждый раз есть неповторимое особое настроение.
Обычно для своих композиций Питер Клас выбирает немного предметов. Красивый бокал или лимон, небрежно оставленные на углу стола, фрукты и устрицы. Между вещами у художника всегда ведется скрытый внутренний диалог, их взаимоотношения строго определены. Художник высоко ценит красоту самой вещи, благородство ее пропорций, необычность фактуры. В натюрмортах Класа нетрудно увидеть то оптимистическое, мажорное, более того эпикурейское отношение к жизни, которое столь показательно для нидерландского бюргера XVII столетия, его тягу к тихой частной жизни. Искусство Питера Класа и ориентируется именно на такого потребителя, учитывает его индивидуальные потребности. Это творчество интимное по своему характеру и непритязательное.
Питер Клас мастерски строит композицию своих натюрмортов. В большинстве случаев в его натюрмортах низкий горизонт, четко выявляется какой-либо вертикальный предмет, скажем, высокий стеклянный бокал, вокруг которого организуется композиция из других предметов. Художник дает возможность ощутить неповторимость, плоть каждого из них. На всех предметах лежит печать присутствия человека. Во всем Гарлеме только В. Хеда мог сравниться по своему мастерству с Питером Класом. Так рядом и вошли их имена в историю искусства.