Питер Богданович был и остается одним из самых авторитетных режиссеров независимого кино США. Его фильм 'Последний киносеанс', выпущенный еще в 1971 году, успешно прошел проверку временем, став культовым на все времена. Недавно режиссер заявил о съемках новой картины, которая должна выйти в 2015 году.
Питер Богданович появился на свет 30 июля 1939 года в Кингстоне, штат Нью-Йорк. Его отец был сербским пианистом и живописцем, а мать происходила из семьи богатых австрийских евреев. Когда родители решили эмигрировать в США, они уже знали, что у них будет первенец.
Питер увлекся кино еще в юношеские годы. В 16 лет он уже обучался актерскому мастерству у театрального педагога Стеллы Адлер. Чтобы не возникало никаких проблем, Питер говорил всем, что ему 18. Это позволило совмещать учебу с работой на телевидении.
В юности Богданович был большим киноманом. Он смотрел по 500 фильмов в год, а также писал критические статьи и сценарии для журнала 'Эсквайр'. Кроме этого, Питер работал в нью-йоркском Музее современного искусства, где составлял программы фильмов. Он показывал работы таких режиссеров, как Джон Форд, Аллан Дуон, Орсон Уэллс и Говард Хоукс.
В 60-х годах Богданович увлекся французским кино. В частности, его заинтересовал новый подход к форме и
эстетике фильмов, предложенный критиками издания 'Кайе дю синема'. В 1968 году они оформили основные правила этого направления, которое получило название 'новая волна'. Воодушевившись успехами французских коллег, Богданович тоже решил стать кинорежиссером.
В то время Питер уже был женат на Полли Плэтт и вместе с ней переехал в Лос-Анджелес. Однажды в кинотеатре Богданович встретил продюсера и режиссера Роджера Кормана. Тот сказал, что ему очень понравился сценарий Питера для 'Эсквайра' и предложил сотрудничество. Результатом работы двух молодых режиссеров стали картины 'Мишени' (1968) и 'Путешествие на планету доисторических женщин' (1968). Опыт работы с Корманом был для Богдановича очень важным, так как научил многим техническим аспектам производства фильма.
Вернувшись на время к журналистике, Питер сдружился с режиссером Орсоном Уэллсом. Он неоднократно брал у него интервью, писал критические заметки на его фильмы, снимал документальное кино о его жизни и даже и
здал книгу 'Это Орсон Уэллс'. Когда в 70-х годах у режиссера были финансовые проблемы, Богданович разрешил ему пожить в своем особняке в элитном районе Лос-Анджелеса. Они оставались хорошими друзьями до самой смерти Уэллса в 1985 году.
В 1970 году Питер Богданович получил согласие от Института кино на съемки документальной картины 'Поставлено Джоном Фордом' (1971). В фильм были включены интервью ведущих кинематографистов и деятелей шоу-бизнеса. В 2006 году режиссер выпустил реставрированную версию этого фильма.
Всеобщее признание Питер Богданович получил после выхода на экраны фильма 'Последний киносеанс' (1971). Эта культовая картина была снята по роману Лэрри МакМертри, который выступил как сосценарист. На сегодняшний день 'Последний киносеанс' относят к классике американского кино. В фильме рассказывается о жизни маленького техасского городка, где царит клаустрофобия и отчаяние, где люди поколение за поколением переживают одни и те же
события. Жизни лучших друзей Дуэйна и Сонни также полны неудовлетворенности и несбывшихся мечтаний. Они любят играть в бейсбол и смотреть кино. Они влюбляются, ссорятся, заводят новых друзей, но их жизнь не меняется. И когда в конце фильма главные герои идут в кинотеатр на последний сеанс, они понимают, что этому этапу их жизни тоже настал конец. Перед отъездом на войну в Корею Сонни смотрит фильм 'Красная река'.
'Последний киносеанс' стал данью режиссеру Орсону Уэллсу. Не зря кинокритики назвали Богдановича 'уэллсовским вундеркиндом'. Картина номинировалась на 8 кинопремий 'Оскар', выиграв 2 статуэтки: Бен Джонсон и Клорис Личмен получили 'Оскар' за лучшие второстепенные роли.
Свой успех Питер Богданович закрепил после выхода комедии 'В чем дело, Док?' (1972). Главные роли в ней исполнили Райан О'Нил и Барбара Стрейзанд. Фильм представлял собой 'комедию чудаков', похожую на работы Говарда Хоукса.
Еще большую популярность получила кинолента 'Бумажная луна' (1973
), в котором опять был задействован Райан О'Нил. Его десятилетняя дочь Татум О'Нил была удостоена 'Оскара' за исполнение роли второго плана, став самой юной обладательницей кинопремии.
После головокружительного успеха в карьере Питера Богдановича наметился спад. В личной жизни также произошли перемены. Во время съемок 'Последнего киносеанса' режиссер влюбился в исполнительницу главной роли Сибилл Шеперд и ушел от жены, оставив ее с двумя дочерьми. Однако роман с актрисой продлился недолго.
В 1980 году Питер познакомился со звездой 'Плейбоя' и начинающей актрисой Дороти Страттен. У них завязались романтические отношения, и он решил дать ей роль в своем фильме 'Они все смеялись' (1981). Во многом благодаря актерской игре Бена Газзары, Одри Хепберн и самой Страттен, фильм имел успех у зрителей, хотя критиками был принят неоднозначно.
Сразу после окончания съемок мир облетела шокирующая новость: Дороти Страттен убита собственным мужем, фотографом Полом Снайдером, кото
рый очень переживал из-за ее ухода к Богдановичу. Это событие сильно потрясло режиссера. В память о Дороти он написал книгу 'Убийство Единорога: Дороти Страттен'.
Тем не менее, через несколько лет Питер начал встречаться с сестрой Дороти Луизой Страттен. В декабре 1988 года они поженились и прожили в браке 12 лет.
Питер Богданович поставил еще около 10 фильмов, но большинство из них были неудачными. Исключение составляет лишь картина 'Маска' (1985) – трогательная история о парне, страдающем неизлечимой болезнью костей. Фильм получил несколько номинаций и кинопремий, а известная певица Шер была удостоена приза Каннского фестиваля за лучшую женскую роль.
Питер Богданович до сих пор работает в сфере кино. Продолжительное время он выступал только в качестве актера, но недавно заявил о съемках новой картины. Фильм 'Без любви виноватый' по собственному сценарию должен выйти на экраны в 2015 году. Надеемся, что он не станет 'последним киносеансом' талантливого режиссера.