Петр Сергеевич Вельяминов – народный артист РСФСР (1985), лауреат Государственной премии СССР, народный артист Чувашской Республики. Кавалер народного ордена «Созидатель Петербурга» (2002), обладатель титула «Человек года» (2002).
Родился 7 декабря 1926 года в Москве. Отец – Вельяминов Сергей Петрович (1898–1976). Мать – Вельяминова Татьяна Ермиловна (1893–1972). Супруга – Вельяминова Татьяна Александровна (1960 г. рожд.).
Петр Сергеевич Вельяминов – поистине всеми любимый и уважаемый актер театра и кино, блистательно сыгравший главные роли во многих классических фильмах отечественного кинематографа. Его «визитной карточкой» по праву считается роль председателя колхоза Захара Большакова в телефильме «Тени исчезают в полдень». Но при всей успешности актерской карьеры Петра Вельяминова это человек сложнейшей судьбы, многие страницы в которой трагичны.
П.С. Вельяминов – коренной москвич, потомок древнего аристократического рода, ведущего свою историю с XI века. По мужской линии в роду Вельяминовых все, включая отца актера, были военными, участниками всех крупных сражений в российской истории.
Родословная Вельяминовых восходит к племяннику норвежского короля Хокона II, который в 1027 году во главе трехтысячной дружины пришел служить Ярославу Мудрому. Вельяминовыми были командующий Кавказской Черноморской оборонительной линией в войне 1812 года (в его честь императорским указом Туапсе был переименован в порт Вельяминовский) и Иркутский генерал-губернатор времен восстания декабристов. Их имена увековечены в Георгиевском зале Московского Кремля, а портреты занимают достойное место в Эрмитаже в Галерее героев Отечественной войны 1812 года.
Еще один представитель прославленного рода, Николай Александрович Вельяминов, – известный военный хирург, в 1909–1913 годах возглавлял Военную медицинскую академию, а в Первую мировую войну был назначен начальником санитарной службы русской армии. Дед, Петр Ерофеевич Вельяминов (1866–1914), имел звание генерал-майора русской армии. Отец Петра Вельяминова до революции окончил Петербургский кадетский корпус, потом Павловское юнкерское военное училище в Санкт-Петербурге, служил в лейб-гвардии Кексгольмском полку.
Когда Петру было 4 года, отца как бывшего офицера царской армии арестовали и отправили на строительство Беломорканала. Мальчик не мог понять произошедшего и не верил, что его отец преступник. Если кто-нибудь из товарищей по дворовым играм называл его белым, Петя лез в драку.
Освободили отца в 1936 году. За несколько лет общения с ним (вновь Сергея Петровича арестуют в 1944-м) Петр научился отстаивать свое мнение. На таких молодых людей у органов было чутье, и дальнейшие события оказались столь же предсказуемы, сколь и неотвратимы.
31 марта 1943 года Петра Вельяминова – 16-летнего выпускника школы, собиравшегося поступать в архитектурный, – арестовали. Процедура ареста прошла в «лучших традициях» НКВД: в одном трамвае с ним ехал невзрачный человек в форме железнодорожника, который вежливо предложил юноше выйти и пересесть в машину. Память об этом моменте запечатлела часы на Манежной площади, показывавшие ровно без двадцати двенадцать...
Петра привезли на Лубянку. Здесь его остригли, переодели. На первом допросе следователь обрушился на молодого человека с шокирующими, нелепыми обвинениями, сопровождавшимися криком и рукоприкладством. Петр понял, что вернуться домой ему доведется не скоро, и ночью в тюремной камере не смог сдержать слез.
По обвинению в сочувствии мифической антисоветской организации «Возрождение России» Петр Вельяминов был приговорен по 58-й статье к 10 годам исправительных работ без права переписки. С партией осужденных его отправили в пересыльный лагерь в Котласе, поставлявший рабочую силу для северных территорий «архипелага ГУЛАГ». Жить приходилось в бывших овощехранилищах, переделанных под бараки.
Репрессии в отношении родителей Вельяминова в Москве продолжались. В канун нового 1944 года с фронта приехал отец и застал перевернутую после обыска квартиру. Мать арестовали днем раньше. Самого Сергея Петровича арест ждал на четвертый день пребывания в Москве. Ему предстояло провести в лагерях еще 10 лет.
Петра, ничего не знавшего о судьбе родителей, переслали на Урал, на строительство гидролизного завода. Его определили в бригаду малолеток-уголовников, занимавшуюся изготовлением ящиков для снарядов. Среди других ремесел, которые он волей-неволей освоит за годы исправработ, – кочегар, сантехник, плотник.
В лагерных условиях у Вельяминова, на протяжении всего 1944 года не получавшего никакой поддержки из дома, быстро развилась дистрофия, он страдал пеллагрой. Дело дошло до помещения в центральный лазарет, где ему стали вводить внутривенно физраствор. Петру казалось, что он обречен.
Сегодня, оглядываясь назад, Петр Сергеевич считает, что выжил он благодаря характеру и какому-то внутреннему протесту. К тому же в самые тяжелые дни рядом с ним находились добрые люди, которые помогали ему остаться в живых. Случай то был или вмешательство судьбы, но его узнала и помогла буквально встать на ноги начальница лазарета, с дочерью которой он учился в московской школе.
На самодеятельном концерте, приуроченном к одному из государственных праздников, Петр прочитал отрывок из «Евгения Онегина», который помнил еще со школы. Выступление понравилось, и вскоре к Петру подошел Виктор Пржездецкий – руководитель джазового ансамбля и одновременно небольшого театрального коллектива, состоявшего из бывших заключенных. Он попросил Вельяминова что-нибудь прочесть (Петр выбрал «Стихи о советском паспорте») и с ходу предложил одну из главных ролей в инсценировке своего эссе.
С этой постановкой, имевшей большой успех, Петр «гастролировал» в 12 лагпунктах. Так в культурно-воспитательной части ГУЛАГа началась его театральная карьера. Следующей удачей стала роль в спектакле по пьесе Симонова «Русский вопрос», где Вельяминов сыграл сенатора Макферсона. Сценическое мастерство начинающего актера оценили не только зрители, но и руководство колонии, от щедрот «скинувшее» ему и художественному руководителю по 193 рабочих дня. Другим участникам труппы – в 2 раза меньше. Петр чувствовал настоящий успех, даже несмотря на то, что прямо на премьере у него лопнули по швам штаны...
Неожиданным ударом стало пришедшее от бабушки письмо, в котором она рассказывала обо всем, что произошло дома за это время. Узнав, что арестовали маму, Петр испытал настоящий шок – он вскрыл себе вены. Жить не хотелось. Квалифицировав действия молодого заключенного как саботаж, ему собирались дать второй срок, однако врач-эстонец из сострадания написал в заключении, что порезы Петр нанес себе случайно.
Вскоре Петра Вельяминова перебросили на строительство Куйбышевской ГЭС. Из джаза его уволили как отбывающего наказание по политической статье. Но жизнь продолжалась, и в апреле 1952 года – ровно 9 лет и 9 дней спустя – он был выпущен на свободу. Произошло это, как вспоминает актер, весьма тривиально: он просто подал на вахте документы и через минуту оказался по другую сторону колючей проволоки.
Незадолго до освобождения товарищ по зоне дал Петру адрес своего брата, к которому и направился бывший политзаключенный. Тот оказался радушным хозяином – застолье по случаю освобождения продолжалось 2 дня. Затем Вельяминов поехал на родину, в Москву, хотя по действовавшему тогда паспортному режиму это ему запрещалось.
Нахождение в столице грозило новым арестом, и через 3 дня Петру Вельяминову пришлось уехать в Абакан, где он занялся полюбившимся делом – устроился в Абаканский русский театр драмы имени М.Ю. Лермонтова. В свой первый сезон он с успехом сыграл роли комиссара Романа Кошкина в «Любови Яровой» К. Тренева и Петра Бессеменова в «Мещанах» М. Горького.
Позже последовало приглашение в Тюменский областной драматический театр (1955), работа в театрах Дзержинска, Чебоксар, Перми, Свердловска, Иванова, а с 1970-х годов – Москвы и Ленинграда («Современник», 1972; Театр-студия киноактера, 1974); всего в его актерской судьбе будет 12 театров в 12 городах.
В 1956 году реабилитировали отца по первому делу. Навестить своего «невыездного» сына из Москвы приехал беззубый старик, в котором ничего не осталось от былой офицерской выправки. (Впоследствии С.П. Вельяминова реабилитируют и по второму делу, его восстановят в звании подполковника. Татьяна Ермиловна выхлопочет для мужа военную пенсию, и вместе они проживут еще 19 лет.)
Без преувеличения триумфом стало для актера его появление на телеэкране в роли Захара Большакова в фильме «Тени исчезают в полдень». История этого успеха началась в декабре 1969 года со встречи Вельяминова – тогда уже ведущего актера Свердловского театра – с режиссерами В. Краснопольским и В. Усковым в антракте одного из спектаклей. Петр Сергеевич принял предложение сняться в новом фильме и в конце апреля приехал в Москву на кинопробы (к тому времени судимость с него уже была снята).
Кинопробы как таковые не проводились, просто был снят крупный план актера. Договорились, что в мае Вельяминова вызовут на съемки телеграммой. Но ее долго не было, и он решил уже было поставить крест на планах сняться в картине. В этот момент и доставили телеграмму, где говорилось о его утверждении на роль Захара Большакова. Съемки начались 1 июля. Органичность Вельяминова в образе председателя колхоза была очевидна уже в ходе работы над фильмом. Актер с улыбкой вспоминает такой эпизод: на съемках одной из последующих картин к нему подошла женщина и совершенно серьезно спросила, давно ли он ушел из колхоза...
С выходом фильма на экраны на актера обрушился шквал писем. Приходили конверты с адресом «Москва. Кремль. Председателю колхоза Захару Большакову», а то и вовсе – «Захару Большакову», и почтовым служащим не составляло особого труда доставить такие послания адресату. Страна была уверена в том, что Вельяминов настоящий сибиряк: мудрый, надежный, справедливый...
В продолжение блистательного дебюта на экране (и это в 40 с лишним лет!) Петр Вельяминов создал целую галерею ярких, как правило, добрых, сильных духом, бескорыстных героев, снявшись почти в 100 кинофильмах. Многие из них по праву входят в золотой фонд отечественного кинематографа: «Командир “Счастливой Щуки”» (1972), «Вечный зов» (1973–1983), «Сладкая женщина» (1976), «Пираты ХХ века» (1979), «Сувенир для прокурора» (1989) и др. И неважно, эпизодическая ли роль доставалась актеру или он проживал на экране долгую человеческую жизнь, – играл Вельяминов исключительно глубоко, без фальши.
Мог он, кстати, сыграть и Женю Лукашина в «Иронии судьбы, или С легким паром!». Рязанов и Брагинский высоко оценили работу Вельяминова в роли Новосельцева в спектакле «Сослуживцы» и пригласили его на кинопробы. Однако все серьезно взвесив, Эльдар Александрович отказался от этой идеи. В своем письме актеру он объяснял, что для исполнения роли Лукашина нужна инфантильность – малознакомое Петру Вельяминову качество.
Уже на протяжении многих лет Петр Сергеевич играет в Санкт-Петербургском академическом театре комедии имени Н.П. Акимова, где он занят в спектакле «Мужчины в ее жизни», работает в известном театре антрепризы «Приют комедианта». С удовлетворением признаётся, что актерская судьба никогда не обделяла его интересными ролями. Мечтает попробовать себя в пьесах Шекспира, Чехова, Островского. Находит время и для преподавательской деятельности в качестве заведующего кафедрой театрального факультета в Балтийском институте экологии, политики и права.
В 1990–2000-х годах П.С. Вельяминов не утратил творческой активности в кинематографе, порадовав поклонников своего таланта работой в известных телесериалах «Зимняя вишня» (1995), «Бандитский Петербург» (2000), «Время любить» (2002), «Агент национальной безопасности», съемками в фильмах «Воровка» (1995), «Ермак» (1996), «Между светом и тенью луны» (совместная работа российских и мексиканских кинематографистов, 2001), «Казароза» (2006) и др.
Петр Сергеевич Вельяминов – народный артист РСФСР (1985), лауреат Государственной премии СССР, народный артист Чувашской Республики. Кавалер народного ордена «Созидатель Петербурга» (2002), обладатель титула «Человек года» (2002).
Много читает, любит проводить свободное время на природе, является попечителем строительства приюта для бездомных животных в Санкт-Петербурге.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.