Популярные личности

Петр Шишацкий

Летчик-истребитель
На фото Петр Шишацкий
Категория:
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года, Пётр Шишацкий воевал в составе 13-го ( 4-го Гвардейского ) истребительного авиаполка ВВС Краснознамённого Балтийского флота.


Лётчик - истребитель, Гвардии лейтенант, участник Великой Отечественной войны с 1941 года, Пётр Шишацкий воевал в составе 13-го ( 4-го Гвардейского ) истребительного авиаполка ВВС Краснознамённого Балтийского флота.

К лету 1942 года Пётр Шишацкий имел на своём счету 21 воздушную победу, одержанную им лично и в группе с товарищами. Данных о его последующей судьбе, к сожалению, пока нет.

Некоторые эпизоды его боевой деятельности удалось получить из воспоминаний однополчанина, Героя Советского Союза Василия Федоровича Голубева:

"19 Августа 1941 года, в день начала наступления на Таллин, лейтенант Васильев со своим звеном вылетел на разведку дороги, идущей от Пярну на Таллин. Вся дорога была забита колоннами машин, артиллерии и танков. Противник подтягивал свежие силы.

Генерал Петрухин приказал истребителями 71-го и 13-го полков ещё до наступления темноты нанести по колоннам 2 - 3 штурмовых удара. К вечеру удалось подготовить всего 8 исправных самолётов, командир полка Романенко, часто летавший на боевые задания, повел группу на штурмовку самой большой колонны фашистских войск, шедшей на Таллин.

При подлете к Рапла лётчики увидели, что первые машины вражеской колонны приближались к мосту через небольшую речку. Первая внезапная атака истребителей вызвала сумятицу и панику у фашистов. Более двадцати РС-82 разорвались, накрыв авангард колонны. А потом лётчики из пушек и пулеметов прочесали дорогу на протяжении пяти километров. Много машин горело, что - то взрывалось. Гитлеровские зенитчики открыли огонь... После третьей атаки в группе уже не хватало трех самолётов...

Самолёты Байсултанова и Васильева вскоре приземлились на аэродроме. Их так изрешетило зенитным огнем, что трудно было представить, как они держались в воздухе. Байсултанов не смог выпустить шасси и сел на краю аэродрома на фюзеляж. Самолёт загорелся, лётчик едва успел отбежать, как взорвался бензиновый бак. Самолёт Васильева был поврежден несколько меньше. Третий лётчик из группы, Пётр Шишацкий, не вернулся...

Лейтенант Шишацкий явился на следующее утро. Оказалось, что на пушечном И-16 третьим заходом он атаковал группу бензозаправщиков. И тут же - сильный удар в мотор. Самолёт начало трясти так, что невозможно было рассмотреть показания приборов. Вблизи от линии фронта мотор заглох. Самолёт прополз на фюзеляже метров сорок и остановился. Шишацкий выскочил из кабины, осмотрелся. В двух - трех километрах слышались артиллерийская пальба, пулеметные очереди.

Лейтенант забросил парашют за спину и побрел заболоченным кустарником на север. Местность он знал хорошо и на рассвете вышел к железнодорожной станции, а затем на попутных машинах добрался до Лагсберга. А часа через три грузовик ЗИС-5 с группой техников и механиков, возглавляемых инженером эскадрильи Метальниковым, мчался к линии фронта. С ними ехал и лётчик к своей покалеченной машине. Ему не терпелось скорей отремонтировать её и - опять в бой...

Подъехать к самолёту днем было невозможно, противник вёл по этому месту ружейный и пулеметный огонь, но как только наступила темнота, группа незаметно подобралась к самолёту. Но как его погрузить на машину ? Находчивый инженер предложил выкопать яму под самолётом. Сделали это быстро. Потом грузовик с опущенными бортами подвели под самолёт, закрепили истребитель тросами, увезли из зоны обстрела и доставили на аэродром. Через два дня Пётр Шишацкий на своем самолёте опять полетел на боевое задание.

...7 Декабря полк провел два примечательных боя. В одном отличились лётчики Шишацкий и Дмитриев, схватившиеся с 8-ю самолётами Ме-109, штурмовавшими автотранспорт, в другом - Петров и Бакиров - с шестью Ме-109. В обоих случаях опытность и инициатива лётчиков не позволили противнику нанести удар по ледовой трассе, избежав потерь.

Один из истребителей 13-го ИАП имел на борту надпись "За Васю Захарова !". Лётчик этого полка Василий Николаевич Захаров погиб в 1942 году в одной из воздушных схваток. В память о нём товарищи и сделали соответствующую надпись на борту И-16.

... Во второй половине дня 14 Марта 1942 года враг усилил напор с воздуха, нанося удары по нашим войскам, и в частности по артиллерии. Это были налеты больших групп пикирующих бомбардировщиков Ю-87.

В 15 часов на отражение налета поднялась шестерка Михаила Васильева. С ним шли опытные лётчики: Творогов, Лагуткин, Байдраков, Шишацкий и Ефим Дмитриев. В верхней паре находились энергичные, с острым зрением Шишацкий и Дмитриев. Когда время патрулирования уже подходило к концу, Васильев обнаружил вдали чуть ниже себя около двадцати Ю-87 и две четверки Ме-109. Васильев принял решение нанести удар по противнику над его войсками и дал команду атаковать их на встречном курсе. Четыре Ме-109 попытались задержать атакующих "Ишачков", но Шишацкий и Дмитриев, не отставая от ударного звена, сумели отбить атаки и, не ввязываясь в бой с истребителями, тоже кинулись на бомбардировщиков. Дерзкая атака увенчалась успехом: ведущий группа Ю-87 был сбит. Плотный строй начал распадаться, часть самолётов повернула назад. А наши истребители, умело взаимодействуя между собой, принялись атаковать другие "Юнкерсы", еще не оставившие попытки сбросить бомбы на наши войска. Однако и эти упрямцы потеряли два самолёта и стали со снижением уходить.

Теперь, когда удар противника был сорван, наши истребители, продолжая бои с "Мессерами", отошли за линию фронта. Подбив ещё один "Мессер", группа Васильева с малым запасом горючего поспешила на посадку".



Поделиться: