Популярные личности

Петр Павленко

писатель, бригадный комиссар (1941)
На фото Петр Павленко
Категория:
Дата рождения:
1899-06-29
Дата смерти:
1951-06-16
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Павленко Петр Андреевич (1899-1951). Советский писатель. Один из наиболее именитых деятелей культуры сталинской эпохи. Родился в Петербурге в семье ремесленника. Детство и юность провел в Тбилиси, где окончил реальное училище. В 1920-1921 гг. служил в Красной Армии политработником; затем был на партийной работе.


Член РКП(б) с 1920 г. В 1924-1927 гг. — сотрудник Торгпредства СССР в Турции, позже — секретарь Закавказского крайкома ВКП(б).

Литературную деятельность начал в 1921 г. в красноармейской газете «Красный воин». Был редактором журнала «30 дней» и альманаха «Год 19-й». Член Правления Союза советских писателей. Депутат ВС СССР с 1950 г.

Сталин покровительствовал Павленко, и писатель верно служил ему своим пером. В альманахе «Минувшее» (Вып. 10. СПб., 1992. С. 115) утверждается, что он был «близок к ЧК-НКВД», по его собственным рассказам, присутствовал даже на допросах братьев-писателей. В посмертно опубликованной полумемуарной повести «Дафнис и Хлоя» Юрий Нагибин 1) пишет, что Павленко «с первых литературных шагов официально связал себя с органами безопасности» (Октябрь. 1994. № 9. С. 6).

Павленко был награжден орденом Ленина (1939), орденами Красной Звезды (1940), Красного Знамени (1943), медалями.

Писатель стал четырежды лауреатом Сталинской премии: в 1941 г. — за сценарий фильма «Александр Невский» (совм. с С. Эйзенштейном); в 1947 г. — за сценарий фильма «Клятва»; в 1948 г. — за роман «Счастье»; в 1950 г. — за сценарий фильма «Падение Берлина».

Другие известные работы Павленко: роман «На Востоке» (1937); сценарии фильмов «На Дальнем Востоке» (1937 г.; по мотивам собств. романа); «На границе» (1938); «Яков Свердлов» (1940); «Разгром немецких войск под Москвой» (автор сценарного плана; один из любимых фильмов Сталина), «Композитор Глинка» (1952).

Средства «культуры» СССР психологически готовили народ к большой европейской войне. С помощью песен, рассказов, повестей, пьес, кинофильмов и т. п. Однако дело не ограничивалось Европой — в 1937 г. вышел роман Павленко «На Востоке», где описывался захват Советским Союзом Японии.

Роман начал публиковаться в журнале «Знамя», а затем его текст перекочевал полностью и в отрывках во многие другие издания — центральные и местные, печатался даже в специальной обработке для детей. В романе Павленко японцы сначала наступают, стреляют и явно на что-то рассчитывают. Но выступление Сталина на каком-то съезде в Большом театре мгновенно меняет ход войны. «Заговорил Сталин. Слова его вошли в пограничный бой, мешаясь с огнем и грохотом снарядов, будя еще не проснувшиеся колхозы на севере и заставляя плакать от радости мужества дехкан в оазисах на Аму-Дарье... Голос Сталина был в самом пекле боя. Сталин говорил с бойцами в подземных казематах и с летчиками в вышине. Раненые на перевязочных пунктах приходили в сознание под негромкий и душевный голос этот...» Под «негромкий и душевный» голос вождя красная авиация уничтожила главный штаб японцев в Токио. После чего в Китае, Корее и Японии вспыхнули народные восстания в поддержку СССР, переросшие в пролетарские революции. Война в романе Павленко кончается победой революции в Японии, где пленные строят интернациональный город Сэн Катаяма, перевоплощаясь из самураев в «строителей новой жизни» и «пропагандистов новой, социалистической эры человечества».

С восторженным откликом на этот милитаристский маразм выступила «Правда», посетовав только на то, что в Советском Союзе мало выходит книг о будущей войне на Дальнем Востоке, упрекнув в этом маститых советских литераторов. Руководитель Союза писателей В. Ставский на совещании оборонных писателей говорил о романе Павленко: «Это прекрасная работа... Она берет тему войны на границах нашего Союза и на территории врага, куда мы перенесем войну тотчас, как враг нападет на нас, как об этом ярко, красочно записано в Полевом уставе РККА».

Маршал Ворошилов совершенно не сомневался в этом. Он привел в восхищение делегатов XVIII съезда партии следующим описанием могущества советской авиации: «Если в 1934 г. весь воздушный флот мог поднять две тысячи бомб, то в настоящее время он поднимает на двести процентов больше». Далее нарком привел слова песни, которую сложили на Дальнем Востоке: «Если враг нападет, то Коккинаки долетит до Нагасаки 6) и покажет там, где зимуют раки» (ЦГАИОДМ. Ф. 81. Oп. 1. Д. 122. Л. 133).



Поделиться: