Подполковник П. М. Иванов совершил 299 боевых вылетов, провёл 80 воздушных боёв, в которых сбил 17 самолётов противника.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамни ( трижды ), медалью.
Родился 19 Октября 1913 года в деревне Самородово Бежецкого района Тверской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества при заводе им. Ленина в городе Златоусте ( в 1932 году ). Работал токарем. С 1933 года в рядах Красной Армии. В 1934 году окончил 1-ю военную авиационную школу пилотов в Севастополе. Служил в частях истребительной авиации, командовал эскадрильей.
За участие в национально - революционной войне испанского народа 1936 - 1939 годов награждён орденом Красного Знамени. Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войне.
Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Сражался на Юго - Западном, Сталинградском и 3-м Украинском фронтах. Принимал участие в оборонительных операциях первого периода войны, Сталинградской битве и освобождении Украины. Дважды ранен.
Командир 866-го истребительного авиационного полка ( 288-я истребительная авиационная дивизия, 1-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт ) Подполковник П. М. Иванов совершил 299 боевых вылетов, провёл 80 воздушных боёв, в которых сбил 17 самолётов противника.
28 Ноября 1943 года погиб в воздушном бою над селом Нижняя Хортица Запорожской области. 26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, прявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамни ( трижды ), медалью. Похоронен в Запорожье.
* * *
В 17-й Воздушной армии командира 866-го истребительного авиационного полка Петра Михеевича Иванова знали как неустрашимого лётчика, умеющего не только командовать подчинёнными, воспитывать их, но и показывать пример в бою, не уклоняться от встреч с врагом в самых сложных ситуациях. Он любил летать и летал много. Лишь за 2 года войны Подполковник П. М. Иванов 299 раз поднимался в воздух на боевые задания, сопровождал штурмовики и бомбардировщики, вылетал на штурмовку войск и аэродромов противника, на разведку, на корректироаку артиллерийского огня и перехват вражеских самолётов. При этом он участвовал в 80 воздушных боях и сбил 17 самолётов противника.
Великую Отечественную войну он встретил опытным офицером, высококвалифицированным авиатором. За
его плечами уже было 7 лет полётов в небе, две войны - в Испании и Финская. Пётр Михеевич уже знал самолёты противника и повадки их пилотов.
Его истребительный авиаполк особенно успешно действовал летом и осенью 1943 года. В штабных документах 288-й истребительной авиационной дивизии зафиксированы такие эпизоды.
22 Августа 1943 года посты воздушного наблюдения сообщили о появлении со стороны Днепропетровска большой группы немецких бомбардировщиков. Иванов поднял в воздух все исправные машины - 22 самолёта Як-1 - и сам повёл их в бой. При подходе к линии фронта наши лётчики первыми заметили врагов. Их было много: 48 бомбардировщиков Ju-87 и 8 истребителей Ме-109 и FW-190. Они шли плотным строем, намереваясь нанести удар по нашим наступающим войскам в районе села Долгенькое Харьковской области.
Шесть "Яков" по приказу ведущего связали боем вражеские истребители, а остальные во главе с Ивановым стремительно атаковали бомбардировщиков. Иванов шёл на головной "Юнкерс", на фюзеляже которого чёрной и белой красками была нарисована пасть дракона. Немецкий лётчик заметил опасность, но было уже поздно. Прежде чем он успел открыть огонь, Иванов выпустил прицельную очередь. Мотор "Юнкерса" вначале задымил, а затем вспыхнул ярким пламенем. После первой атаки наших истребителей враг недосчитался 4 бомбардировщиков. Строй их был нарушен.
Иванов круто взмыл вверх и, развернувшись, понёсся на врага, который занял место только что сбитого вожака. Форсируя мотор, Подполковник догнал тихоходную машину и выпустил очередь, но трасса прошла мимо. Это Иванов хорошо видел. Между тем "Юнкерс" стал беспорядочно падать, оставляя за собой густой дымный след. Иванов понял, что враг хитрит, имитирует свою гибель, используя для этого дымовую шашку и известный ещё по боям в Испании приём беспорядочного падения.
Подполковник ввёл свой самолёт почти в отвесное пике и погнался за "Юнкерсом". Около самой земли немецкий лётчик перевёл машину в горизонтальное положение и на бреющем полёте понёсся на запад. На предельной скорости Иванов догнал врага и с дистанции 80 - 100 метров хлестнул из пулемётов по фюзеляжу. "Юнкерс" врезался в землю...
Побросав бомбы где попало, немецкие самолёты очистили воздушное пространство н
ад расположением советских войск. За 23 минуты жаркого боя группа Иванова уничтожила 9 бомбардировщиков и 3 истребителя. Все "Яки" вернулись на свой аэродром, за исключением одного самолёта, получившего повреждение и приземлившегося на нашей территории.
На следующий день Иванов во главе 26 истребителей над селом Бражевкой так же блестяще провёл бой с 66 бомбардировщиками и 20 истребителями противника, пытающихся нанести массированный удар по нашим наземным целям. Проявив находчивость и разумную инициативу, он сумел расстроить боевые порядки вражеских самолётов и не дал им возможность бомбить наши войска. В этом бою наши истребители сбили 14 немецких самолётов, из них 2 уничтожил командир полка.
24 Августа снова в районе Долгенькое встретились 18 "Яков" с 68 вражескими самолётами. И опять победителями вышли советские истребители, сбив 8 неприятельских машин. Так, лишь за 3 дня боёв, было уничтожено 33 самолёта противника, имея в нашем полку минимальные потери.
"Отличный лётчик, прекрасный командир - организатор. Он провёл 80 воздушных боёв. Его полк был лучшим в дивизии и выполнял самые сложные задания" - так характеризовал Иванова командир дивизии Полковник Б. А. Смирнов.
Так же отважно сражались истребители Подполковника П. М. Иванова и над Днепром. Их самоотверженные действия спасли многие тысячи наших пехотинцев, артиллеристов и танкистов, которые переправлялись через реку.
Последний раз сразился с врагом Подполковник П. М. Иванов над Разумовкой и Нижней Хортицей, в небе Правобережной Украины. Тогда на его небольшую группу истребителей неожиданно налетели 6 "Мессеров". Сразу же два "Яка" вышли из строя. Самолёт командира полка был атакован подошедшими сверху сзади ещё двумя "Мессерами" и был подбит. С большим углом он стал пикировать. Видимо, пилот пытался овладеть машиной. В 300 метрах от земли Пётр Михеевич выбросился из "Яка", но парашют порвался, зацепившись за хвостовое оперение, и не раскрылся...
26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, прявленные в боях с врагами, отважному лётчику посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. За боевые отличия был награждён тремя орденами Красного Знамени (1939, 1941, 1943 годы ) и медалью "За оборону Сталинграда"