Постановщик многих невыпущенных спектаклей: "Смерть Тарелкина", "Мистерия-Буфф" Маяковского, "Теркин на том свете" по поэмам Твардовского, "Этот милый старый дом" Арбузова (Театр Комедии имени Н.П.Акимова).
Петр Наумович Фоменко родился 13 июля 1932 года в Москве. Окончил музыкальную школу имени Гнесиных, затем училище Ипполитова-Иванова по классу скрипки. В 1955 году закончил филологический факультет Московского педагогического института им. Ленина, а в 1961 году - режиссерский факультет ГИТИСа (курс был набран Н.М. Горчаковым, мастера курса - Н.П. Охлопков и А.А. Гончаров).
В 60-е годы Петр Фоменко ставит спектакли в различных московских театрах: в Центральном детском театре, в театре на Малой Бронной, театральной студии МГУ "Ленинские горы", Московском драматическом театре имени Маяковского, театре драмы и комедии на Таганке.
В 1966 году в театре им. Маяковского Петр Фоменко создал свой знаменитый, насквозь пронизанный абсурдом и жестокостью российского бытия, горький и страшный своей узнаваемостью ("всеобщий сыск, надзор и - стукачи, стукачи, стукачи...") спектакль - "Смерть Тарелкина" по пьесе Сухово-Кобылина. Несмотря на зрительский успех острая, незаурядная постановка, идущая вразрез с "большим стилем" советского театра, была снята с репертуара.
В 70-е годы Фоменко существует между двух столиц. С 1972 года он режиссер, а с 1977 по 1981 - главный режиссер Ленинградского театра Комедии. Здесь им были выпущены спектакли: "Этот милый старый дом" по А. Арбузову (1972), "Троянской войны не будет" Ж. Жироду (1973), "Старый Новый год" М. Рощина (1974), "Мизантроп" Мольера и "Муза" Г. Никитина (оба - 1975), "Лес" А. Островского и "Свадьба. Юбилей" А. Чехова (оба - 1979), "Теркин-Теркин" А. Твардовского (1980), "Сказка Арденского леса" У. Шекспира (1981) и другие. В эти же годы им были поставлены спектакли в московских театрах: "Экзамены никогда не кончаются" по Э. де Филиппо (1976) в театре Советской Армии и "Любовь Яровая" К. Тренева (1977) в Малом театре.
Одновременно с работой в театре Петр Фоменко много и плодотворно трудится на Центральном телевидении, создавая свой неповторимый телетеатр. В него входят такие телеспектакли, как: "Новеллы о Ходже Насреддине" (1967); "Пиковая дама" по А.С. Пушкину (1969 и 1985); "Детство. Отрочество. Юность" (1970) и "Семейное счастие" (1972) по Л.Н. Толстому; "Выстрел" (1979), "Метель" (1982) и "Гробовщик" (1991) по А.С. Пушкину. Кроме того, Фоменко снимает полнометражные художественные фильмы: "На всю оставшуюся жизнь" по "Спутникам" В. Пановой (1974-1975) на студии Лентелефильм, "Почти смешная история" по сценарию Э. Брагинского (1976-1977) на Центральном телевидении и "Поездки на старом автомобиле" (1986) на студии Мосфильм.
Покинув в 1981 году Ленинградский театр Комедии, Петр Наумович возвращается в Москву. Из системы репертуарного театра режиссер уходит в педагогику, обретя пристанище в стенах ГИТИСа (ныне РАТИ). В 1992 году Фоменко получает звание профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ). В гитисовских аудиториях увидели свет спектакли, созданные Фоменко со своими студентами: "Борис Годунов" (1984) и "Пиковая дама" (1988) по А.С. Пушкину, "Игроки" Н.В. Гоголя (совместно с Р. Сиротой - 1986), "Волки и овцы" А. Островского (1992), "Свадьба" А.П. Чехова (1996). За эти годы в профессиональную театральную жизнь шагнули четыре выпуска учеников Фоменко, среди которых режиссеры: Сергей Женовач, Иван Поповски, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Владимир Епифанцев, Василий Сенин, Миндаугас Карбаускис, Сергей Пускепалис, Николай Дручек и другие.
Параллельно с педагогической работой Петр Наумович Фоменко продолжает ставить спектакли в московских театрах. Среди режиссерских работ Фоменко, созданных в 80-90-е годы на сценах различных театров, спектакли "Плоды просвещения" Л.Н. Толстого в театре им. Маяковского (1985); "Дело" А.В. Сухово-Кобылина (1988), "Государь ты наш, батюшка" Ф. Горенштейн (1990), "Без вины виноватые" А.Н. Островского (1993), "Пиковая дама" по А.С. Пушкину (1996), "Воскрешение, или Чудо святого Антония" М. Метерлинка (1999) в театре им. Евг. Вахтангова; "Калигула" А. Камю в театре им. Моссовета (1990), "Великолепный рогоносец" Ф. Кроммелинка в театре "Сатирикон" (1994).
В 1993 году актерско-режиссерский курс Фоменко (второй по счету набор) получил статус театра, художественным руководителем которого стал Петр Наумович Фоменко. Название возникло само собой: просто слово "мастерская", коим в ГИТИСе именуется каждый курс, из прозвища стало именем. Так родился Московский театр "Мастерская Петра Фоменко", где помимо самого художественного руководителя ставили и ставят спектакли режиссеры Сергей Женовач, Евгений Каменькович, Иван Поповски, Николай Дручек. Театр регулярно пополняется учениками мастера: на сегодняшний день в труппе три поколения "фоменок" (как называет актеров "Мастерской" театральная Москва), среди которых уже успевшие стать известными Галина Тюнина, Ксения и Полина Кутеповы, Кирилл Пирогов, Карэн Бадалов, Юрий Степанов, Ирина Пегова, Евгений Цыганов и другие.
На афише театра - поставленные Фоменко спектакли: "Волки и овцы" А.Н. Островского (1992), "Одна абсолютно счастливая деревня" по Б.Б. Вахтину (2000), инсценировки прозы Л.Н. Толстого "Семейное счастие" (2000) и "Война и мир. Начало романа. Сцены" (2001), "Безумная из Шайо" Ж. Жироду (2001), "Египетские ночи" А.С. Пушкина (2002).
Созданные Фоменко в последние годы спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий: премии им.Станиславского (1994, 2000), премии "Хрустальная Турандот" (1994, 1996), национальной театральной премии "Золотая Маска" (1995, 2001, 2002). Сам П.Н.Фоменко в 1993 году был удостоен звания Народного артиста России, является лауреатом Государственной премии Российской Федерации (1995, 1998, 2002), премии "Триумф" (2001) и премии им. Г. Товстоногова (2001). Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV и III степеней (1996, 2003).
Всего Петром Наумовичем Фоменко создано более шестидесяти спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция).
Последняя театральная работа Фоменко - спектакль "Лес" по пьесе А.Н. Островского, премьера которого состоялась в марте 2003 года на сцене парижского театра Comèdie Française.