26 июля замечательному латышскому актеру Петерису ГАУДИНЬШУ исполнилось 55 лет. Блистательно сыграв главную роль в фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», он покорил весь Советский Союз, став воплощением образа идеального мужчины. Мы решили поздравить актера с юбилеем и узнать, как сложилась его творческая судьба. Для этого и отправились в его родной рижский театр «Дайлес».
Актера мы застали в антракте. По-прежнему красивый, под метр девяносто ростом, с пронзительным взглядом голубых глаз, он стоял у барной стойки и потягивал апельсиновый сок.
- Ой, не снимайте меня с напитком, а то завтра напишете, что Гаудиньш спивается, - попросил Петерис.
Я смотрю, Петерис, вы не больно жалуете журналистов...
- Мне интервью не нужны. За медийностью я не гонюсь. Когда поклонники узнавали, это меня сильно раздражало. Всегда старался держаться в тени.
Хотя бы накануне юбилея расскажите немного о себе, - стали мы уговаривать актера.
- О чем рассказывать? 55 лет - это, извините, не 20.
Вам-то что жаловаться на возраст? Такой эффектный мужчина...
- Это прежде я был красивым. Всегда выглядел моложе своих лет, особенно до 30. Часто из-за юной внешности меня не утверждали на серьезные роли. Никогда не забуду встречу с Аллой Демидовой на картине Юлия Карасика «Стакан воды». Демидова там сыграла герцогиню Мальборо, а я - Артура Мешема, капитана королевской гвардии. Она, когда увидела меня первый раз на площадке, серьезно не восприняла. Подумала, что меня взяли из-за смазливой рожицы и я вообще ничего не умею. Помню, она сказала: «Срочно дайте ему шпагу, парню хоть за что-то надо держаться!» А я ответил, что у меня есть за что подержаться, например шляпа. Алла улыбнулась, и мы подружились. Демидова - гениальная актриса, но Карасик ее очень мучил. Однажды она 16 дублей подряд повторяла одну и ту же фразу, я смотрел на это и видел, что она выполняла задачу гораздо лучше, чем от нее требовали. На 16-м дубле Алла сдалась и сделала так, как просил Карасик. Но это было хуже, чем предлагала она.
С кем-то из русских актеров дружили?
- Мне посчастливилось сниматься и с Дуровым, и с Хмельницким, и с Лавровым, и с Александром Михайловым. Эти маститые актеры терпеливо сносили весь бардак, который был на съемочных площадках в те времена. Приезжаем, а у постановщиков еще ничего не готово. Или режиссеру по сценарию нужен лев, а ему тащат корову. Я летал постоянно из Риги в Москву и однажды едва не сорвал премьеру в театре, за меня мою роль тогда сыграл режиссер. Прилетаю впопыхах в Москву, еще и рейс из-за погоды задержался. Меня загримировали, одели, вывели на площадку, а Карасик удивленно говорит: «А он что сегодня здесь делает?» Оказывается, в тот день у меня не было сцен, а меня забыли предупредить. На съемках «Айвенго» у нас даже занятий по верховой езде не было. Посадили на коня, и сразу в кадр! Ну что это такое? Нет, я старался, конечно. Вы извините, что не оправдываю ваших надежд, но вспомнить мне о тех съемках особо нечего.
Как выживаете в условиях кризиса?
- В свободное от театра время работаю экскурсоводом в Праге. Занимаюсь этим больше, чем хотелось бы. В сериалах не снимаюсь, в рекламе тоже. Им молодые нужны. Мне - лишь бы в театре были роли, пусть даже эпизодические, но хорошие. На жизнь хватает, человек я абсолютно неприхотливый. Могу готовить яичницу, в повседневной жизни ношу только джинсы, к спиртному равнодушен. Мне безразлично - стоит бутылка один евро или сто. Всегда во время застолий говорю, чтобы мне налили вина подешевле, все равно не смогу оценить. Позволяю себе выпить с удовольствием только пиво, когда бываю в Чехии. Машины у меня нет. Зачем мне проблемы с парковкой, когда есть велосипед? Сейчас многие в Риге на него пересаживаются, потому что бензин дорогой. Да мне и ездить особо никуда не надо, живу в центре, неподалеку от театра. Ну разве что на дачу. У нас есть загородный дом, я обожаю в земле возиться. В Риге живу на съемной квартире, ничего там делать неохота, потому что рано или поздно хозяин нас выставит. До последнего времени я жил с родителями, но недавно умер папа, и маму перевезли к сестре. Ей нужна постоянная помощь, а у меня из-за работы не получается с ней долго находиться. Живу один, собака у меня есть. Женат никогда не был. Наверное, это неправильно.
Не нашлось той, в которую бы вы влюбились?
- Просто я чересчур боялся ответственности. Мне казалось, что семья и особенно дети несовместимы с актерством. Дети должны быть всегда на первом плане, а у нас с постоянными гастролями и съемками так никогда не получится. Может, если бы выбрал другую профессию, были бы и дети, и внуки. Я ведь поначалу хотел пойти по родительским стопам, стать врачом. Но, проучившись полгода в мединституте, ушел в театральный. Но ни о чем не сожалею: ни о выборе профессии, ни о том, что сейчас один. Если завтра встречу человека, без которого жить не смогу, то все еще может быть! Но я научился любить самого себя, со всеми своими недостатками.
Чем вас может покорить женщина?
- Она не должна обращать на меня внимание. Я придерживаюсь старого мнения, что мужик - охотник, а женщина - добыча. Она никогда не должна идти навстречу первой. Я же, к сожалению, всегда чувствовал себя добычей... Сейчас я уже не такой влюбчивый, как в молодости. Мне мой ум подсказывает, что не надо влюбляться. Да и вообще не обязательно связывать себя брачными узами, отношения могут строиться только на сексе. Когда люди идеально подходят друг другу в постели, это совсем немало.
Чего бы вы хотели сами себе пожелать?
- Побольше времени. С каждым годом жизни оно мчится быстрее. В постоянной суете мы пробегаем мимо истинных ценностей. Кто-то из великих сказал: а стоит ли дело, которым ты сейчас занимаешься, того, чтобы из-за него не увидеть, как весной зацвели деревья? Жизнь - это то, что проходит, пока мы занимаемся чем-то другим. Я хотел бы жить в размеренном, интеллектуальном XIX веке - веке красивых людей, джентльменских отношений.
* Петерис ГАУДИНЬШ снимался в фильмах «Цена головы», «Гангстеры в океане», «Узник замка Иф», «Фотография с женщиной и диким кабаном», «Двойной капкан», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Мать Мария», «34-й скорый», «Стакан воды», «Театр».