В 1983 году не стало величайшего испанского режиссера Луиса Бунюэля. Однако совсем скоро его место занял Педро Альмодовар, сумев опередить по популярности и Хулио Медема, и Бигаса Луну, и Карлоса Сауру. Как и Бунюэль, Альмодовар стал известен благодаря своим эпатажным фильмам, но природа его эпатажа совсем другая. Если Бунюэль, выросший в богатой семье, потешался над буржуазной публикой, то Альмодовар, в 17 лет оказавшийся в Мадриде без средств к существованию, свое творческое внимание сконцентрировал на маргиналах и богеме.
Педро Альмодовар появился на свет 25 сентября 1949 года в испанском городе Кальсада-де-Калатрава, в семье крестьян. В детстве Альмодовар ходил в школу салезианских монахов, где, как он говорит, чувствовал себя словно космонавт при королевском дворе.
В 12 лет Альмодовар посмотрел фильм 'Кошка на раскаленной крыше' и влюбился в кинематограф. Теперь он уже не хотел стать писателем, как раньше, а начал мечтать о карьере режиссера. В юности ему нравились такие мастера кино, как Блейк Эдвардс, Альфред Хичкок, Дуглас Сирк и Луис Бунюэль.
В 1967 году Альмодовар, вопреки желанию родителей, покинул семью и уехал в Мадрид. Он устроился в телефонную компанию ассистентом администратора, не забывая о своей мечте стать кинорежиссером. Вечера Альмодовар проводил насыщен
но: писал повести и рассказы, снимал на Super-8 короткометражки, выступал в труппе 'Los Goliardos' и играл в музыкальном коллективе 'McNamara & Almodovar', исполнявшем пародийный глэм-рок.
В 1980 году вышел первый фильм Педро Альмодовара 'Пепи, Люси, Бом и остальные девушки', в основу которого лег один из фотороманов режиссера, опубликованный ранее в журнале 'El Vibora'. Черная комедия шокировала испанских зрителей, еще не отошедших от франкистского режима, однако в Мадриде картина стала культовой и долго демонстрировалась на ночных сеансах.
Следующий фильм Альмодовара, 'Лабиринт страстей', вышел в 1982 году и был раскритикован за поверхностность и рыхлость сюжета. Единственное, что отметили кинокритики – это раскрепощенность, которая соответствует духу
ремени.
Затем в 1984 году вышли картины 'Нескромное обаяние порока', очень схожая по духу творчеству Бунюэля, и 'За что мне это?', после которой к режиссеру пришел международный успех. В 1985 году Альмодовар вместе с братом Агустино основал кинокомпанию 'El Deseo', что позволило ему выйти на новые просторы.
Первым значительным фильмом Альмодовара стал 'Матадор', вышедший в 1986 году. Картина, которая стала предтечей будущих шедевров режиссера, получила несколько наград на кинофестивале Fantasporto, а об Альмодоваре заговорили как о талантливом драматурге.
Следующий фильм, 'Закон желания' (1987), имел схожий гей-сюжет, к которому режиссер будет обращаться еще не раз. Заявив о своей нетрадиционной ориентации, Альмодовар не побоялся сделать свои переж
вания частью своих работ, главными героями которых неизменно становятся геи, трансвеститы, наркоторговцы и проститутки. Несмотря на явную гомосексуальную окраску фильмов, все они – и ранние, и более поздние – не отвернули от себя публику, а наоборот стали популярными. Причина этому – ловко закрученный сюжет, необычная операторская работа и постановочная изобретательность.
Картины 'Женщины на грани нервного срыва' (1988), 'Свяжи меня!' (1990), 'Цветок моей тайны' (1995) и 'Живая плоть' (1997) закрепили за Альмодоваром статус режиссера со своим авторским почерком. Начиная с фильма 'Свяжи меня!' Педро Альмодовар отходит от кича и комедий, наполняя свои работы глубоким драматизмом.
Одной из самых известных и главных картин режиссера стала мелодрама 'Все о моей матери' (1999). Эт
от захватывающий фильм Альмодовар посвятил всем женщинам и матерям, а также своей матери. Он получил 'Оскар' как 'лучший иностранный фильм', 'Золотой глобус' и много других кинонаград. Альмодовару удалось втиснуть в двухчасовой фильм сразу несколько человеческих судеб, превратив, благодаря умелому монтажу и красивой, тревожной музыке, мыльную оперу в шедевр. Начиная с этой картины, главными темами работ режиссера становятся рождение и смерть, а все, что между ними находится, отходит на второй план.
Еще одним шедевром стал фильм 'Поговори с ней' (2002), поставленный более изощренно и изысканно, чем предыдущая работа. В чрезвычайно мрачной киноленте, которая все же не лишена оптимизма, Альмодовар продолжает тему необратимости, тотальной или клинической смерти.
В 2004 году Педро Альмодовар снял наиболее личный фильм – 'Дурное воспитание'. В нем нашли свое отражение многие события из юности режиссера. Желание Альмодовара вернуться в прошлое означало одно – приближение старости, что подтвердилось с выходом следующей картины. 'Возвращение' (2006) – это история, в которой есть 'бабушка, мать, дочь, призраки и танго'. Слишком сентиментальная, медлительная и мистическая картина, восхвалявшая семейные ценности, имела оглушительный успех и получила 46 национальных и международных премий! Фильм превратился также и в личный триумф Пенелопы Крус, которая сыграла одну из главных ролей.
Последними картинами Альмодовара стали 'Разомкнутые объятия' (2009) и 'Кожа, в которой я живу' (2011), в которых еще больше чувствуется усталость режиссера
Мастерство, безусловно, осталось, но бодрость духа исчезла, уступив место некой флегматичности.
Однако оставлять кинематограф Педро Альмодовар не собирается. В 2013 году выходит его новый фильм 'Я очень возбужден', а на будущее режиссер имеет много планов. Кроме кино Альмодовар занимается литературой. В 2005 году вышла русскоязычная версия мини-романа 'Патти Дифуса', главная героиня которого олицетворяет собой символ 80-90-х годов, этакую пародию на современное искусство.
Педро Альмодовар, зарекомендовавший себя как мастер тонкой психологической мелодрамы и ставший певцом свободной любви, безусловно, является культовой фигурой испанского кинематографа. Его фильмы шокируют и вызывают споры, ими восхищаются и их ненавидят, но, несмотря ни на что, заслуженно называют шедеврами