Группа была создана из любви к исскуству и обьединяла усилия трех ее членов в единую мощь. Это было совершенно искреннее искусство ради искусства.
Симфо-блэковый проект ISHAHN из EMPEROR. Чистый Symphonic Black metal в экспериментальном ключе. Peccatum был создан в начале 1998 по задумке Ihriel. Она и была главным образом основателем группы. Больно далеко она музыкантов искать не пошла и в группу вошли ее муж Ihsahn и ее брат Lord PZ. Группа была создана из любви к исскуству и обьединяла усилия трех ее членов в единую мощь. Это было совершенно искреннее искусство рабди искусства. Первый альбом "Strangling From within" это результат осмысливания одной и той же музыкальной идея тремя разными индивидами. Название альбома отражает его основную концепцию. Альбом был записан с апреля по сентябрь '98 в собственной студии Ihsahn's Symphonique. Все внесли какой-то вклад в то время. Ihsahn написал всю музыку к альбому находясь под влиянием лирики Ihriel. Peccatum большое значение придают лирике, музыке и вокалу как единому целому для длстижения нужных ощущений и атмосферы. Каждый звук на альбоме окрашен собственной эмоцией и все это продуманно, чтобы создать целостную картину восприятия. Ihsahn хорошо известен по работе в Emperor. Двое других участников не так хорошо известны на металлической сцене, но вносят точно такой же вклад в Peccatum. Оба они - дети из семиь, в которой родители были профессиональными музыкантами. Lord PZ, Ihriel и Ihsahn - все имеют классическое вокальное образование. И вс е до сих пор берут уроки классического вокала, чтобы совершенствовать глубину и эмоциональность своего голоса. В сентябре 1999 Peccatum начали запись нового альбома...... Вернувшись из турне по США с black metal гигантами emperor они засели в студии, чтобы записать четыре композиции для e.p. Включая и ковер Judas Priest Blood Red Skies в весьма авангардной манере... Затем было обьявлено о начале работы над следующим полноформатником - сразу после завершения работы над e.p. Они подыскали подходящих музыкантов для партий флейты, виолончели, скрипки и т.д. Работа должна была стать еще более амбициозной, чем их дебют. В сентябре 2000 "Amor Fati" (September 25 th) увидел свет. Каждая отдельно взятая черта Peccatum была оттенена и развита, был сделан в целом огромный шаг вперед. Вокальные партии Ihriel и Lord PZ приняли такие формы и очертания, что не поддаются словесному описанию, гитара Ihsahn словно прорвала дыру в другое измерение и оттуда посыпались инспирированные классикой куски. Peccatum неустанно рыщут в поисках новых музыкальных форм, не гнушаясь поддаваться различным культурным влияниям, и перегоняют эту смесь в чистый продукт. Теперь группа отправится в турне по Европе в октябре и ноябре!
Вот и вышел новый лонгплей ранее трио, а теперь дуэта Peccatum. По сравнению с предыдущими творениями группы альбом создавался очень долго (четыре года против одного). Если во время работы над первыми альбомами Исан был занят в Emperor, а над песнями преимущественно трудилась его женушка, то теперь и он вложил все усилия в создание нового альбома Peccatum. Я собственно и не сомневался, что за три года этот талантище выдаст гениальный альбом. И я не ошибся. Lost In Reverie - это то, что называется "такого вы еще не слышали". Диск невероятно разнообразен, но при этом это альбом, а не сборник песен. Здесь и немного эмбиента, и бластбита, и акустики, и фортепиано, и гитарам с электронщиной тоже нашлось место. Здесь есть музыка из прошлого (симфо, фолк) и из будущего (весьма нестандартный индастриал) - но нет настоящего. Этот альбом - не из этого времени. Его время еще не пришло, да и вряд ли придет. Слишком уж он специфичен. С первого раза осилить это творение норвежской семейки не представляется возможным. На неподготовленного слушателя шквалом обрушивается безумное разнообразие стилей, инструментов, типов вокала, настроений - каждый из этих элементов меняется в каждой песне по нескольку раз. Некоторые композиции мне понравились больше (In The Bodiless Heart, Black Star), некоторые меньше (Veils Of Blue, Stillness), но каждая из них по-своему гениальна. И я почему-то почти уверен, что мои предпочтения относительно этого альбома еще изменятся, и не раз. Ярости блэка здесь нет. Совсем. Даже в самых быстрых и брутальных композициях не чувствуется злости. Зато отчетливо ощущается грусть и... романтика какая-то, что ли? Тяжести кстати значительно поубавилось, опять-таки в угоду мелодичности. Технически все исполнено просто великолепно. Исан владеет своим арсеналом инструментов все лучше. На альбоме кажется нет ни одного соло в привычном понимании этого слова. Если нет, значит они не нужны, верно? Да и поет (то есть, рычит) Исан потрясно. Вокал Ириэли восхитителен. Очень эмоциональный, самобытный и красивый. Плюс, в паре композиций появляется старый знакомый, брат Ириэли PZ со своим чистым голосом. Lost In Reverie - альбом не из тех, что можно слушать в плеере в метро или в троллейбусе. В качестве фона для повседневной рутины этот релиз также подойдет в последнюю очередь. Это искусство. Как верно подметил кто-то умный, "искусство ради искусства". Нужно включить LIR на хорошей аппаратуре, отложить все дела и ловить каждый звук. Тогда вероятность получения колоссального удовольствия многократно увеличится.
"Я - звезда блэка!"- беззастенчиво утверждает г-жа Ириэль в песенке "Black Star", видимо, перепутав себя со своим мужем ;). Если серьезно,то я ожидал услышать на этом альбоме некую сильно облегченную версию Прометея с доминирующим женским вокалом и упомянутым мужем только в роли подпевалы. Реальность же оказалась более интересной и прозаичной одновременно. Музыка вовсе не ошарашивает и вполне своевременна, однако вызывает в памяти целый список ассоциаций, от Arcturus(99) и Winds до Opeth и Marilyn Manson (да, и краснеть не надо, я его тоже не уважаю;), причем слушается все гармонично, достаточно оригинально и ощущения притянутости за уши не вызывает. Акустика и неоклассика доминируют, действительно есть электронные куски, а вот блэка как такового здесь ну от силы минуты на три. Отличная работа, 10 не ставлю, т.к. Исайка ничего круче своих Гимнов пока не написал.
Вот и всё... "Emperor. 1992-2001. R.I.P." Поставьте тяжкий перевёрнутый крест с табличкой на том участке музыкального кладбища, где на неосвященной земле хоронят конченых блэкарей. Правда, как показывает практика, они обладают способностью оживать, и, отряхнув сырую землю, бродить по музыкальным подмосткам - как, например, Thorns... но это будет уже другая история. А пока что почтим память внезапно ушедших от нас августейших особ EMPEROR, испустивших, как последний дух, четвёртый альбом "Prometheus: The Discipline Of Fire And Demise".
"Я думаю, что этот альбом - прекрасный способ покончить со всем разом, - говорит Исаан. - Это чувствуется и в наших взаимоотношениях внутри группы с гитаристом Самотом и барабанщиком Тримом; и чувствуется довольно сильно. У нас все годы совместной работы были музыкальные разногласия, и мы их преодолевали, но в итоге всё-таки наши пути слишком разошлись. Это правильное решение продолжить каждому созидать что-то своё, чем продолжать насиловать себя. Я чувствую, что мы уже выжали из нашего сотрудничества всё, что могли. Всё, что мы могли создать честного и бескомпромиссного под вывеской Emperor".
Судя по всему, этот альбом норвежцев - последний. Во всяком случае, если верить Исаану. Он играет в этой группе с 16-летнего возраста и во многом практически олицетворяет её, он неотъемлемая часть Emperor и вряд ли станет бросаться такими словами шутки ради. Слишком много это всё для него значит...
"Для меня десятилетие с Emperor воспринимается как нечто целое, хотя оно и было разделено на отдельные фрагменты. Мы добились очень многого вместе, но и пережили массу разочарований. Когда Emperor начали расти как коммерческая единица, мы столкнулись со многими вещами, которые вынуждены были делать, но которые нам делать было противно -причём всё противнее и противнее- Для меня конец Emperor наступил уже довольно давно. Я не рассматриваю это как нечто, что я обязан сделать по велению ума, я делаю это по велению сердца, но трезво учитывая все обстоятельства. Откровенно говоря, это хорошо, что мы можем сказать: "Ну ладно, завяжем с этим, пока мы на пике славы". Это лучше, чем лажать от альбома к альбому и постепенно раствориться в небытие. Теперь настало время заняться другими вещами и оставить труп Emperor покоиться с миром".
Однако оплакивать усопшего остаётся только нам с вами, ибо и Исаан, и его сотоварищи, похоже, не сильно грустят по этому поводу. "Для нас, как для музыкантов, настало время поиска новых идей и роста. Я с надеждой смотрю в будущее, многого ожидаю от него в плане творчества, думаю, Самот и Трим ощущают то же самое… Огромное облегчение для меня не чувствовать себя более связанным с Emperor. Меня охватывает какой-то детский восторг, когда я думаю о том, что я теперь целиком буду частью Peccatum или займусь сольной работой в будущем. Здорово закрыть одну главу в жизни и оказаться способным открыть другую".
Что касается прочих глав, то у Исаана с этим всё в порядке. Если неоклассический проект Thou Shall Suffer, по его же словам, "давно закрытая книга", то сольная работа имеет для него определенную перспективу. Правда, весьма отдалённую: "Надо переждать время и как следует всё обдумать". Совсем другое дело для него - это Peccatum, где он со своей женой Ириэль и шурином Лордом PZ занят уже не один год.
"Первое дело для меня теперь - новый альбом Peccatum. Я возлагаю на него огромные надежды. Здорово то, что Ириэль вносит свой вклад, и я могу реализовать свои идеи, действуя в одном и том же направлении. Мне просто нравится работать с ней. Никогда не угадаешь, куда работа с Peccatum заведёт тебя в музыкальном и лирическом смысле..."
Что же касается Трима с Самотом, то они продолжат свои эксперименты в Zyklon. Самот также занят делами лейбла Nocturnal Art Productions. Вот так. И никаких прощальных туров, концертов и прочих ритуальных действий. Все, что нам осталось - это последний альбом группы, музыка которого тяжёлым и вязким звуком похожа на последнюю работу Thorns, а классическими пассажами - на "близкородственный" Peccatum.
"Я уже работал в таком направлении с Thou Shalt Suffer, и уже тогда чувствовал, что классические элементы вполне могут стать частью музыки Emperor. В то же время, влияние классики становилось всё сильнее и сильнее, так что было очень интересно работать таким образом. Всё произошло естественно. Поначалу я планировал ввести больше электронных элементов в музыку, но это не слишком хорошо сочеталось с остальным материалом с позиций аранжировок. Классические элементы, напротив, очень славно вписываются в наш стиль".
Если вспомнить, как звучал Emperor лет 5-6 назад, то вполне естественно возникает вопрос, не распугает ли результат фэнов, ряды которых уже и так заметно поредели после выпуска "IX Equilibirum"? "Должен признаться, что когда я сочиняю музыку, то никогда не думаю о том, что скажут люди. Только мнение очень немногих личностей что-то значит для меня. Emperor уже достиг пика своего величия и стал тем, что есть сегодня - чем-то вроде жены цезаря, которая "вне подозрений". А ведь и нас когда-то критиковали. Первый альбом Emperor в рецензиях от большинства крупных журналов был охарактеризован как полное дерьмо, а позже те же журналы упоминали его как один из наиболее важных альбомов десятилетия".
Что же касается последней работы, "Prometheus: The Discipline Of Fire And Demise", то это более концептуально выдержанный альбом, чем всё, сделанное до этого времени. Для лучшего понимания вопроса совершим небольшой экскурс в греческую мифологию. Прометей - один из титанов, и после потопа Зевс поручил ему слепить быстренько новое поколение людей. То ли замес оказался неудачным, то ли Прометей сознательно решил пойти на эксперимент, но подлое племя людей возгордилось собой. А когда они получили в своё распоряжение ещё и огонь, то и вовсе чихать хотели на Зевса. Тот обиделся и отнял у них огонь. А Прометей похитил его с неба и вернул людям. За это Зевс повелел Гефесту (который был знатным металлистом, поскольку являлся богом кузнечного искусства) приковать Прометея к скале на Кавказе; туда ежедневно по графику прилетал орел и клевал ему печень. Прометей мучался, пока проходивший мимо по делам Геракл не убил орла, и не освободил заложника. Ещё есть такой прикол, что у орла была кличка Цирроз...
Вернёмся теперь к альбому. Во всяком случае, теперь понятно, что он посвящен вопросам благородства и самопожертвования во имя некой идеи. При этом в течение первых трёх композиций рассказывается достаточно связная история, и музыка соответствует её содержанию. Затем темы песен то отходят довольно далеко от основной концепции, то подбираются ближе к ней, но окончательно возвращаются в её русло только на последней паре треков.
Очевидно, всем будет интересно, в каких муках рождался этот шедевр. "Этот альбом стал настоящим вызовом для меня, - заявляет Исаан. - Изначально не было запланировано так, что я напишу весь материал. Просто так вышло. Самот и Трим были заняты со своим Zyklon, только я мог сконцентрироваться на альбоме целиком. Итак, в основном я написал этот материал сам, сделал в своей домашней студии демо-запись с компьютерными ударными, чтобы проиллюстрировать, чего я хочу. Самот и Трим потом получили диск и табулатуры. Потом мы порепетировали один вечер с Тримом, и через некоторое время записали партии ударных в студии Akkerhaugen за 4 дня. Некоторые гитарные партии были готовы ещё до того, как они с Самотом смотались в турне с Zyklon, а я дописал остальное. Таким образом, я затем смог опять спокойно работать в своей домашней студии, сводить отдельные части вместе, погрузится с головой в создание гитарных и клавишных аранжировок. Никто не дёргал меня. Затем, для окончательного сведения, мы снова оказались в Akkerhaugen. Конечно, я от всей души признателен Торбьорнуиз студии Akkerhaugen. Торбьорн - опытный звукотехник, мы его давно знаем. Кроме того, он не слышал альбом и таким образом мог оценить его свежим взглядом во время микширования"
Вы скажете на это: "Позвольте, выходит дело, это никакой даже не альбом Emperor, а сольник Исаана!" На что последний вам уверенно возразит: "Если бы это была моя сольная запись, то она сильно отличалась бы от "Prometheus…". Это альбом Emperor. Здесь ощущается влияние нашей совместной работы над звуком. Плюс, та мощь и экспрессия, которую внёс Трим своими барабанами. Я доволен последней работой. Я счастлив, что карьера группы завершается таким образом, и я чувствую, что мне больше нечего добавить к наследию Emperor. Это последний альбом, и я могу спокойно жить дальше".
Ну что на это скажешь... Но иногда создания рук человеческих сами выходят из-под контроля - вспомните-ка историю про Франкенштейна, который не менее популярен в народе, чем тот же Прометей. Тем более что сам Исаан говорил когда-то: "Группа - это что-то, что существует и без меня… Постепенно она становится чем-то отдельным, живущим своей жизнью, и ты можешь больше и не иметь над этим власти". Так что я не стал бы вкапывать крест на могиле Emperor слишком глубоко...
— грех, прегрешение; одно из главных понятий христианской этики. По Петру Абеляру, грех есть сочувствие тому, “чему сочувствовать не надлежит, что, к примеру, мы можем сделать, или можем прекратить делать… Определяя, таким образом, грех чисто отрицательно… мы ясно показываем, что нет никакой субстанции греха, потому что он заключается скорее в небытии, чем в бытии” (Петр Абеляр. Этика, или Познай самого себя // Петр Абеляр. Тео-логические трактаты. С. 249). “Грех, или искушение выражается тремя способами: внушением, удовольствием и согласием” (там же. С. 263). Абеляр различает четыре компонента греха: “Изъян души, толкающий к преступлению, затем самый грех, который мы усмотрели в согласии на зло, то есть в презрении к Богу, далее волю, направленную на зло, и, наконец, злокозненный поступок"” (там же). Грехи бывают: первородный; духовные и плотские; легкие и тяжкие; смертные.
Год 2001-й выдался на редкость богатым на всяческие расколы, распады и смерти в мире рок-музыки. Не обошла эта напасть стороной и блэк-металл. Осенью прошлого года о прекращении совместной деятельности объявили Emperor, одна из величайших блэковых команд Норвегии, да и всего мира. Подобно Crematory, "Император" уходит непобежденным, оставив миру на прощанье чуть ли не самый сильный альбом в своей небогатой, увы, дискографии. В чем же причина столь радикального решения? Об этом нам расскажет лидер группы Ihsahn. Собственно говоря, предпосылки к такому развитию событий назревали уже давно. Еще в первой половине года было объявлено, что Emperor полностью отказываются от концертов. А когда осенью в магазинах появился четвертый альбом группы "Prometheus: The Discipline Of Fire And Demise", стало известно, что это прощальный диск Emperor. "Мы чувствуем, что группа сделала все, на что была способна", - говорит Исан, исполняющий в Emperor обязанности гитариста и певца. "Мы выложились на 100 процентов, и мы счастливы, что смогли сделать выбор сами. Emperor находится на самом пике карьеры, и сейчас самое время объявить о нашем решении. Мы не хотим оттягивать конец и продолжать работать по инерции, не вкладывая в музыку душу, а именно так бы и случилось, если бы мы играли дальше ради денег или коммерческого успеха". "Естественно, люди реагируют на наше решение по-разному, многие фэны очень разочарованы. Тем не менее, большинство уважает наш выбор. Хочу также подчеркнуть, что хотя Emperor больше не существует, все члены группы остаются на сцене. А то некоторые уже разговаривают со мной так, как будто я вот-вот отправлюсь к праотцам". Не секрет, что Исан и его коллеги Самот (гитара) и Трим (ударные) уже давно активно заняты в различных сайд-проектах. Исан и его жена Ириэль выпустили два альбома с группой Peccatum, а остальные двое в начале 2001 года издали дебютный диск своего нового коллектива Zyklon. Что же получается, сайд-проекты стали для музыкантов Emperor важнее, чем их основная группа? "Это зависит от того, с какой точки зрения посмотреть на этот вопрос", - отвечает Исан. "Многие считают, что для музыканта главной группой является та, на которую он тратит больше всего времени, но мне такой подход кажется откровенно коммерческим. Я ставлю на первое место музыку, и поэтому для меня главный проект - это тот, который мне наиболее интересен". Тем не менее, не стоит торопиться предавать Emperor забвению, ведь на прощание группа оставила нам великолепный альбом. Другой вопрос, можно ли на самом деле назвать его творением группы. Исан: "Фактически, я написал весь материал и "забил" барабаны в компьютер, чтобы показать, чего я хотел добиться в итоге. Затем я переслал демо-CD и табулатуры Самоту и Триму. Мы репетировали вместе только однажды, да и то, участие принимали лишь я и Трим. Сразу же после этого мы записали барабаны в студии Akkerhaugen, на что у нас ушло четыре дня. Мы записали также часть гитар, а потом ребята уехали в турне с Zyklon, и я доделал все остальное сам. Таким образом, у меня была возможность сделать все, как я хочу, в своей домашней студии, собрать вместе все фрагменты, проработать аранжировки и лучше сбалансировать соотношение гитар и клавишных. Примерно так же мы записываемся с Peccatum, где мы всегда экспериментируем в студии". Тем не менее, Исан категорически против того, чтобы называть "Prometheus" сольной работой. "Хотя я и сочинил все песни, это не сольник, это альбом Emperor. Если бы я делал сольный альбом, он звучал бы совершенно по-другому. Дело не в том, чей вклад в диск больше, а в той атмосфере, которая существует в группе, и в том опыте совместной работы, который мы накопили". "Например, партии барабанов в основном сочинил Трим, ведь на моих демо я программировал лишь примитивный ритмический рисунок, чтобы показать другим музыкантам, как я вижу песни. Своей игрой Трим внес огромный вклад в жесткую и истеричную атмосферу альбома, которую я старался вывести на передний план. Что касается Самота, то он был очень занят в Zyklon, он писал песни для их нового альбома, к тому же, они как раз репетировали
перед турне. Тем не менее, мы работаем с Самотом с тех пор, как мне было 13, то есть уже больше 13 лет, и я хорошо знаю его предпочтения и манеру написания композиций. Наша совместная работа, так или иначе, оказала влияние на этот альбом, хотя это и не планировалось". Естественно, перемены не могли не отразиться на музыке "Prometheus". Этот диск стал, пожалуй, самым экспериментальным в истории Emperor. Это по-прежнему блэк, но с большим количеством разнообразных нетипичных гармоний, в которых можно услышать симфонические элементы в духе Arcturus, влияния дэта и даже джаза! "Жанр, в котором мы работаем, очень ограничен, - сетует автор. - Как ни крути, в блэке не обойтись без гитар, и иногда бывает очень трудно выразить определенную динамику в рамках этого стиля. Поэтому я попытался построить аранжировки на контрастах, включить в песни очень ортодоксальные фрагменты с жестким звуком и при этом разнообразить их множеством гармоний. Кроме того, у нас сохраняется контраст между агрессивными и более эпическими кусками. На мой взгляд, диск получился более отчаянным и истеричным, чем "IX Equilibrium", где-то даже более в духе "Anthems…" Не исключено, что любители ортодоксального блэка не примут новый альбом, как не приняли два года назад "IX Equilibrium". Однако для Исана мнение слушателей не имеет особого значения, тем более сейчас, когда группы уже фактически не существует. "Должен сказать, что когда я сочиняю, я никогда не думаю о том, что скажут люди. На свете не так много людей, мнение которых меня интересует. Emperor достиг определенного статуса, и люди часто считают, что наша новая музыка хороша уже потому, что ее выпустили Emperor. Поэтому нельзя доверять людям на все 100 процентов, когда они говорят, что им нравится Emperor. Откуда я знаю, на самом ли деле они понимают нашу музыку или слушают ее в первую очередь потому, что это запись нашей группы?" Как вы наверняка уже догадались, "Prometheus" - это концептуальный альбом. Кто такой Прометей, вы и так все знаете (кто не в курсе, тому рекомендую почитать что-нибудь по греческой мифологии или посмотреть одноименный мультфильм). Для ленивых все же скажу, что Прометей был обречен на вечные муки за то, что украл с небес огонь и подарил его людям. Однако, "Император" не был бы Императором, если бы его музыканты просто переложили на музыку древнегреческий миф. В текстах альбома имя Прометея не употребляется ни одного раза. "Прометей часто ассоциируется с Икаром и Люцифером, образами, которые мы уже использовали в нашем творчестве для того, чтобы продемонстрировать людей, которые готовы идти до конца ради поставленной цели и не боятся сделать шаг за черту", - объясняет автор текстов. - "Икар упал на землю, Люцифер был изгнан из рая, а Прометей жестоко наказан, но они пошли на все ради того, к чему на самом деле стремились. В какой-то степени этот символизм можно ассоциировать с концом Emperor, но у него есть и более глубокое значение. Главный герой наших текстов - человек, который живет среди множества туннелей и пещер, символизирующих правила и законы, по которым живут все люди, которые регламентируют, что правильно, а что нет. Он понимает, что многое из того, что он наблюдает вокруг себя, является отображением того, что он хочет видеть. Однако в один прекрасный момент вся эта система рушится, и ему приходится посмотреть на мир с другой стороны. Он не может смириться с такими переменами и, в конце концов, умирает. В музыке и текстах альбома я попытался не только отобразить его попытки сделать шаг вперед и увидеть мир с другой точки зрения, но также и его отчаяние и истерию. В целом, альбом повествует о разочаровании из-за невозможности найти опору в жизни". Да, такой подход к построению и содержанию текстов, мягко говоря, не совсем типичен для блэка. Но и самих музыкантов Emperor, их внешний вид и взгляды, также нельзя назвать типичными для этого стиля. Более того, Исан уже не считает себя сатанистом. Когда-то он сказал в интервью, что сатанизм и блэк-металлический имидж на первых порах были очень деструктивными, но после определенного момента превратились в созидательное нач
ало, позволили ему освободиться от моральных норм, с которыми он рос. "Я и сейчас так считаю, но подхожу к этому вопросу по-другому. В среде блэк-металлистов ведь тоже есть свои моральные нормы и запреты, и в этом смысле она не слишком-то отличается от христианского общества. Поэтому я всегда выбираю собственный путь, я ломаю запреты и не следую нормам, и сатанизм как форма протеста послужила для меня созидательной силой. Тем не менее, я не считаю себя сатанистом, потому что весь мой жизненный опыт и мой образ жизни в настоящий момент нельзя свести к одному этому знаменателю. Сатанизм стал для меня тесен. Я понимаю людей, которые обращаются к религии, чтобы найти ответы на свои вопросы и найти в жизни точку опоры, нечто, за что можно ухватиться в трудную минуту. Наверное, я сейчас чувствую себя более растерянным, чем они. Конечно, у меня есть определенные правила, но в моей жизни хватает хаоса, и ограничивать его рамками сатанизма я не могу, сатанизм просто не дает мне ответы на все волнующие меня вопросы". Ну вот, пожалуй, и все. Уходит в прошлое еще одна замечательная группа… Хотя, недаром же сказал кто-то из великих, что самое главное для группы - уметь вовремя распасться. Кто знает, чем стали бы Emperor лет через пять? А так они останутся культом, легендой, о которой всегда будут вспоминать с уважением. Хотя и здесь нет уверенности, вдруг возродятся через 10 лет и начнут играть что-нибудь эдакое… Время покажет. Король умер - да здравствует король!