Всего выполнил около 300 боевых вылетов. Проведя около 100 воздушных боёв, сбил 30 самолётов противника лично и 3 - в составе группе, ещё 7 самолётов уничтожил на земле.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями. Похоронен в местечке Вяпряй Укмергского района ( Литва ).
Павел Тарасов родился в 1914 году в посёлке Игрень, ныне в черте города Днепропетровска, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и железнодорожный техникум. С 1934 года в Красной Армии. В 1936 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.
На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. По Ноябрь 1942 года сражался в составе 15-го ИАП, летал на МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5. С Апреля 1943 года по Апрель 1944 года - в 812-м ИАП, летал на Як-1, Як-7, Як-9. По Май 1944 года - в 274-м ИАП. Затем, по Июль 1944 года, в Управлении 265-й ИАД.
К Декабрю 1943 года командир 812-го истребительного авиационного полка ( 265-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт ) Майор П. Т. Тарасов произвёл 235 боевых вылетов, в 81 воздушном бою сбил 24 самолёта противника. 13 Апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего выполнил около 300 боевых вылетов. Проведя около 100 воздушных боёв, сбил 30 самолётов противника лично и 3 - в составе группе, ещё 7 самолётов уничтожил на земле.
Инспектор по технике пилотирования 265-й истребительной авиационной дивизии ( 3-й истребительный авиационный корпус, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ) Майор П. Т. Тарасов погиб 29 Июля 1944 года при выполнении учебно - тренировочного полёта. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями. Похоронен в местечке Вяпряй Укмергского района ( Литва ).
* * *
Свой боевой счёт Старший лейтенант Павел Тарасов открыл в первый же день войны, сбив немецкого разведчика Hs-126. Прирождённый пилотажник, он в полной мере познал все ипостасии воздушного бойца: сбивал самолёты противника и садился на вынужденную, горел и прыгал с парашютом, попадал в "клещи" и с тараном вырывался из них, штурмовал неприятельские войска и прорывался сквозь шквал зенитного огня...
В составе 15-го ИАП, в части, одной из первых в ВВС РККА вооружённой новейшими в то время истребителями Як-1, он прошёл путь от командира звена до командира полка. Однако, войну он начал на истребителе МиГ-3.
5 Июля 1941 года командир звена 15-го истребительного авиаполка ПВО Старший лейтенант П. Т. Тарасов над городом Остров ( Псковская область ) вступил в бой с группой истребителей противника Me-109. В ходе боя 2 "Мессера" взяли его самолёт в "клещи" и повели на свой аэродром. Но Тарасов не растерялся. Он бросил свой истребитель на ближайший Ме-109 и в упор расстрелял его. Затем, пока противник приходил в себя, сбил второй. Тут на него несела ещё четвёрка "Мессеров". Разгорелся ожесточённый бой. Тарасов был ранен в руку и в обе ноги, но не вышел из боя. Когда кончились боеприпасы, он пошёл на таран - крылом нанёс удар по вражескому самолёту. Сам же приземлился на парашюте на своей территории.
Много времени провёл Павел Тарасов в госпиталях, но всё же вернулся в строй. Воевал под Москвой и Ленинградом. Летом 1942 года его полк был направлен на Юго - Западный фронт, где принял участие в боях на Сталинградском направлении. Сражаясь в небе Сталинграда он одержал ещё несколько побед.
9 Августа 1942 года в одном из воздушных боёв таранил вражеский бомбардировщик. В журнале боевых действий полка этот случай отражён так:
"В ожесточённой воздушной схватке, уничтожив ФВ-189 и расстреляв боекомплект, на глазах личного состава полка плоскостью своего ястребка сбил ведущий Хе-111. Сам приземлился на самолёте".
В Декабре 1942 года Капитан П. Т. Тарасов был назначен на должность помощника командира 812-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе. К тому времени он совершил 146 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 10 и в группе 1 самолёт противника.
Прекрасный пилотажник, расчётливый и мужественный воздушный боец, Тарасов был терпеливым и выдержанным наставником молодых лётчиков. Среди тех, кто был обязан ему многими из своих неотразимых боевых приёмов, был известный впоследствии ас - С. П. Калугин, некоторое время бывший ведомым Тарасова. "Удержаться в бою за Тарасовым было непросто, - вспоминал о нём другой блестящий лётчик - И. Фёдоров, - его резкий, непредсказуемый для прочивника пилотаж ставил иногда в тупик даже сильных ведомых".
28 Апреля 1943 года под Новороссийском, в паре с Лейтенантом С. П. Калугиным, он прицельными очередями повредил, а затем привёл на свой аэродром и заставил сесть немецкий истребитель Me-109F. Лётчик 52-й эскадры, а именно это сильнейшее истребительное соединение Люфтваффе сражалось на Кубани, был пленён, а на повреждённый "Мессер" приехал взглянуть командир 3-го истребительного авиационного корпуса Е. Я. Савицкий. Через несколько дней этот самолёт был восстановлен и позднее экспонировался в Москве на выставке трофейного оружия.
Бывший командир 3-го ИАК дважды Герой Советского Союза Маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий так вспоминал об этом эпизоде:
"...В штабе корпуса парторг 812-го авиаполка Капитан Н. М. Лисицын доложил, что лётчики П. Т. Тарасов и С. П. Калугин посадили на аэродром немецкий "Мессершмитт-109".
- Говорят, решили к Первомаю подарок для вас сделать, - пряча улыбку, пояснил Лисицын. - Тарасов утверждает, что вы, товарищ Генерал, уже летали однажды на "Мессере". Вот и привели немца, как бычка на верёвочке...
- И пилот жив ? - заинтересовался я.
- А что ему сделается ! Матерится только по - своему, по - немецки, дескать, как это его, аса, к полосе прижали. У него там, на фюзеляже, действительно какой - то рыцарский щит намалёван...
Немецкий пилот и впрямь оказался важной птицей. И во Франции воевал, и в налётах на Лондон принимал участие... Ему и фамильный герб разрешили нарисовать на самолёте в знак признания былых заслуг. А тут, под Новороссийском, надо же, угораздило нарваться на двух русских парней - Капитана П. Т. Тарасова и его ведомого Лейтенанта С. П. Калугина !
На допросе пленный поначалу напускал на себя важность, потом признал, что накопленный в Европе опыт помогает мало, что воевать с русскими не в пример труднее и что борьбу за господство в воздухе они здесь, на Кубани, ничинают проигрывать..."
Ну, а если рассматривать этот эпизод подробнее, то произошло всё это так.
...За станицей Пашковской, взрывая утреннюю тишь, надрывно ревели моторы - полк готовился к боевой работе. Оставляя на росистой траве тёмные тропки, прошли к самолётам два друга: Капитан Павел Тарасов и Лейтенант Сергей Калугин. Они собирались лететь на "свободную охоту". Через несколько минут, оставляя тающие стежки дыма, истребители скрылись в прозрачном небе. Они направились к станице Крымская за очередными трофеями.
П. Т. Тарасов ( слева ) и А. И. Новиков.
Солнце уже поднялось, ударив лётчикам в спину. Капитан Тарасов сличил карту с местностью - всё в порядке. Вскоре на горизонте показались вспышки огня и клубы чёрного дыма. Приближалась "Голубая линия" - передний край битвы.
Павел Тарасов всматривался в голубое небо, подёрнутое белой плёнкой облаков. "Свободная охота" была его страстью. Уже не раз он летал со своим "щитом" - Сергеем Калугиным, задиристым на земле, собранным и дерзким в воздухе. За это по - братски и любил его Павел Тарасов, воин, боевая слава которого далеко шагнула тогда уже за пределы родного полка.
Где - то в стороне остались бурые облачка зенитных разрывов. И вдруг, в шлемофоне раздался голос Калугина:
- Батя ! Справа "Мессеры" !
Капитан накренил самолёт и, увидев под собой четвёрку немецких истребителей Ме-109, скомандовал:
- Прикрой, атакую !
Калугин видел, как из пушки командирской машины вырвалось пламя, огненная трасса, прочертив небо, врезалась в тело "Мессера". Вздрогнув, самолёт врага неуклюже перевернулся и стал падать.
Неожиданно впереди себя Сергей увидел желтоносого "Мессера". Прицелевшись, нажал на гашетку... Второй Ме-109 пыхнул дымком и повалился вниз. Третьего немца, а по личному счёту уже 18-го, сбил опять Тарасов. Четвёртый оказался храбрым, искусным бойцом. Его не смутила мгновенная гибель сообщников. Увертываясь от атак наших истребителей, немецкий пилот сам переходил в наступление и открывал огонь. Однако он только одного не учёл: замысла наших лётчиков. Когда линия фронта осталась далеко позади, а вражеский истребитель без боекомплекта, Тарасов передал ведомому:
- Сергей ! Немец отстрелялся. Заходи слева !
Лётчики подошли к "Мессершмитту" с двух сторон, знаками давая понять: "Пойдём на посадку !"
Немец замотал головой. Стараясь уйти, бросил машину в пикирование, но наша пара неотступно следовала за ним. Немец было метнулся вправо, однако, чуть не наткнувшись на пулемётную трассу, выпущенную Капитаном Тарасовым, сразу же прекратил разворот.
Так они и прилетели на наш аэродром "тройкой": впереди шёл пленённый "Мессер", а сзади, с обеих сторон, словно в почётном эскорте - два "Яка"...
К Декабрю 1943 года, будучи уже командиром 812-го авиаполка, Майор П. Т. Тарасов уничтожил в воздушных боях 24 вражеских самолёта. 13 Апреля 1944 года ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Позже он освобождал Белоруссию и Прибалтику.
Во главе полка Тарасов воевал на Миус - фронте, под Никополем, в Запорожье, Крыму, в должности инспектора по технике пилотирования 265-й ИАД участвовал в Белорусской операции... В начале 1944 года он нашёл свою семью в землянке, среди руин Днепропетровска.
Павел Тарасов был глубоко порядочным и бесстрашным человеком, признанным мастером воздушного боя, спасшим жизнь более 10 лётчикам. Но... война, есть война... 29 Июля 1944 года отремонтированный самолёт при облёте стал разрушаться ( при выполнении фигуры высшего пилотажа него просто отвалилась часть крыла ). Тарасов покинул машину и раскрыл парашют, но его купол зацепился за хвост истребителя, и лётчик погиб. Вспоминает Евгений Яковлевич Савицкий:
"Перед началом Висло - Одерской операции наш корпус полностью перевооружили на новые истребители Як-3. Это был один из лучших истребителей военных лет. Но первые партии их поступили на фронт с заводов со скрытым и, как выяснилось, весьма существенным изъяном. Верхняя обшивка крыла оказалась ослабленной. Из - за нарушения заводской технологии она не выдерживала повышенных перегрузок при маневрировании в бою, и лётчики терпели аварии.
Разобрались мы в этом не сразу. Мало ли что может случиться в воздушной схватке с врагом ! На войну ещё и не то привыкли списывать... Но когда погиб Майор П. Т. Тарасов - тот самый, что вместе со своим ведомым Калугиным привёл и посадил во время кубанских боёв на нашем аэродроме Ме-109, - стало ясно, что с новыми самолётами явно что - то не в порядке..."
К тому времени на счету Павла Тимофеевича Тарасова числилось 30 неприятельских самолётов сбитых лично и 3 - в группе с товарищами. Ещё 7 самолётов им было уничтожено на земле, при штурмовках вражеских аэродромов.