Историк-любитель, издатель журнала «Отечественные записки» (1820—1830).
Павел Петрович Свиньин (1787-1839). Начало XIX века в России было временем бурного развития национальной культуры. Под воздействием новых вкусов все больше внимания обращалось на судьбы русского искусства; рос интерес к отечественной истории, обострившийся в связи с победой в войне 1812 года. Развернулось широкое обсуждение проблемы сохранения национального художественного и исторического наследия, возможности знакомства с ним для широкой публики, интересующейся искусством и древностями. В первые десятилетия века складываются первые частные коллекции, уже имеющие в своем составе хотя и небольшие отделы русского искусства. На их фоне особенно значительным было собрание П.П.Свиньина.
Павел Петрович Свиньин родился в Москве. Воспитывался он в Московском университетском благородном пансионе. Литература стала его первым увлечением. Он писал басни и стихи, помещая их вместе с литературными произведениями других воспитанников пансиона в журнале "Утренняя заря".
В 1805 году Павел Свиньин определяется на службу в Коллегию иностранных дел. Сначала он дипломатический чиновник при Русской эскадре, находившейся в Средиземном море. В 1811-1813 годах Свиньин живет в Филадельфии, где занимает должность секретаря генерального консула русского посольства в Соединенных Штатах. Впоследствии один из его современников писал: "Сам Свиньин сказывал, что удаление от родины, неверность известий о России, сознание, что мы сами весьма мало знаем свое славное отечество... возродили в нем желание посвятить всю жизнь свою познанию России, ее доблестей, ее местностей, памятников..."
Свиньин окончательно возвратился в Россию в 1818 году. Тогда же вышел первый номер «Отечественных записок» - журнала, в котором он выступил не только в роли издателя, но и главного автора статей, посвященных "единственно русскому и России". Издание журнала давало Свиньину средства для составления задуманного им "Русского музеума".
Музей Свиньина создавался на протяжении 1820-х годов. Начался "золотой век" русской культуры. Гений Пушкина уже озарил русскую литературу, все сильнее заявляли о себе отечественные живописцы и скульпторы. Собирая музей исключительно национального характера, Свиньин и в коллекционировании стремился "противостоять жалкому предубеждению в пользу иностранцев". Его "музеум" насчитывал семь отделений. Универсальный по своему составу музей впервые, помимо уже традиционных библиотеки, минералогического кабинета, нумизматического и рукописного отделов, включал собрание живописи и скульптуры.