Светлов Павел Яковлевич (1[13].12.1861—?), богослов. Сын священника. В 1886 окончил Московскую Духовную академию. Преподавал богословские науки в Тифлисской Духовной семинарии (1887).
С 1889 — законоучитель в Нежинском историко-филологическом институте при нем. Священник при церкви Нежинского историко-филологического института (1889). С 1897 — профессор богословия Киевского университета.
Свою известную книгу «Значение креста в деле Христовом» (1892) Светлов начинает внимательн
ым пересмотром и анализом святоотеческих текстов и свидетельств. Западной «юридической» теории он хочет противопоставить именно учение отцов. Но это отеческое учение он применяет с характерной односторонностью. У Светлова отсутствует учение о человеке. Вместо учения о человеке — нравственная психоло
гия, учение о грехе и возрождении. Здесь всего больше чувствуется психологическое влияние протестантизма и уход от патристики. Богословие нужно разрабатывать эмпирическим методом, как область фактов. Здесь нет места для метафизики. Светлов все время занят психологическим анализом. До Христа человек
не мог поверить в добро, в любовь и прощение и не было у него доверия к самому себе. И вот во Христе открылось, что человек лучше, чем можно было думать до того, — «чрез Него мы полюбили человека, поверили в него, нашли смысл жизни». Христос показует в себе истину человека. «Евангелие спасло наше ув
ажение к человеку, веру в его способность к добру». Христос своим учением возбуждает в людях любовь к Себе, и эта любовь ведет к «симпатическому подражанию». Но Христос не только учитель истины. Он еще и «Страдалец за истину и добро»; и ведь в этом мире само добро есть страдание, «добро есть крест».
До Христа страдание пугало человека, как наказание и знак гнева, но чрез Христа оно становится радостным, как жертва. «Христианская религия есть религия Креста, т. е. страдания добра для победы над злом». И Крест нельзя понять вне идеи жертвы. Для Светлова именно понятие жертвы есть ключ к догмату
Искупления. Высшая жертва есть любовь, и в этой любви — сила жертвы Христовой. «Удовлетворение» приносится Богу Любви, и приносимое есть сама любовь. «Христос в Своем святом сострадании к человечеству переживает на Самом Себе суд над человеком, всю судьбу, определенную грехом, и в этом сострадании к
человечеству, сливая Себя с ним, выражает со всей полнотой и любовь к человечеству, и любовь к Богу Отцу. Христос страдает за людей, но не отдельно от людей, а вместе с ними. Его страдание было со-страданием, и Сам Он не только Страдалец но и Со-страдалец». Это соучастие в жертве Христовой дается н
ам в Святейшей Евхаристии, как жертве и таинстве, «без которого крестное жертвоприношение не было бы закончено». Светлов подчеркивает искупительное значение сошествия в ад, воскресения и вознесения. И завершается наше спасение в основании Церкви.
В книге «Религия и наука» Светлов доказывает, что
религия не враждебна науке. Он писал: «Религия вообще и христианская религия в частности с верой в личного и живого Бога Творца и Промыслителя, в откровение, чудо, в Божественность Иисуса Христа, Его Воскресение, в Святую Троицу и проч. наукой не опровергались и никогда не могут опровергаться ею, иб